На данном, третьем этапе развития мировой экономики быстро растут рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, средства международной информации, обмен научно – техническими и культурными ценностями, усилилось взаимодействие и взаимозависимость государств. Этому во многом способствовала деятельность международных экономических организаций, таких, например, как МВФ.
Международный Валютный Фонд (англ. International Monetary Fund, IMF) — это агентство специального назначения Организации Объединенных Наций, которое было основано 29-ю государствами с целью обеспечения валютных и кредитных отношений в государствах – членах данной организации.
Этапы развития мировой валютной системы.
1-й этап. Период возникновения системы «золотого стандарта» (XIX — начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото.
Первой Британская империя объявила свою денежную единицу (фунт стерлингов) свободно обратимой в золото по установленному государством курсу (чистое содержание золота составляло 7,322 г). Вслед за ней золотой стандарт установили США, затем страны Западной Европы и Россия с 1897г).
Наибольшей силы и твердости золотой стандарт достиг в период 1880 – 1914 гг. Имел место свободный ввоз и вывоз золота, валютные курсы стран определялись на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались в пределах «золотых точек», связанных с расходами по перемещению золота между странами.
К числу преимуществ золотого стандарта можно отнести:
¨ отсутствие резких колебаний валютных курсов;
¨ низкая инфляция.
Недостатки системы золотого стандарта:
— жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы в обращении и объемом добычи и производства золота (открытие новых месторождений вело к инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства вело к дефициту наличных денежных средств);
— невозможно было проводить самостоятельную национальную денежно-кредитную политику.
Это заставило все европейские страны, включая Россию, отказаться от золотого стандарта во время первой мировой войны. Ведь финансировать военные расходы приходилось за счет эмиссии бумажных денег.
2-й этап. В 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Основным средством международных расчетов становились заменители золота – девизы, т.е. национальные или коллективные валюты. Кредит и безналичные деньги стали занимать господствующие позиции.
3-й этап. В 1944г. основные участники международной торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс (США). На ней было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы (названа бреттонвудсской). Для внедрения и руководства этой системой был создан Международный валютный фонд (МВФ). Его штаб-квартира находится в Вашингтоне.
В основе новой системы лежал принцип двойственного обеспечения бумажных денег – золотом и долларом. Страны-участницы зафиксировали курсы своих валют в долларах. Сам доллар получил золотое содержание (35 $ = тройской унции золота или 31,1 г).
Доллар признавался основной «резервной» и «расчетной» валютной единицей, т.к. свободно обращался в золото. Страны-участницы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне. Если же курс валюты отклонялся от постоянного более чем на 1%, ЦБ данной страны обязан был исправить ситуацию (валютные интервенции).
Во время «бреттонвудсской» системы мировая экономика развивалась очень быстро. Это были годы «экономического чуда»: инфляция сохранялась на низком уровне, безработица сокращалась, рос жизненный уровень. Но одновременно разрушались основания этой системы. Производительность труда в промышленности США оказалась ниже, чем в Европе и Японии. Это привело к росту экспорта европейских и японских товаров в США.
В результате в Европе скопилось большое количество «евродолларов». Западноевропейские банки вкладывали их в американские казначейские бумаги. Это привело к росту внешнего долга США. К тому же часть «евродолларов» была предъявлена в конце 60-х гг. Центральными банками стран к прямому обмену на золото. Золотой запас США начал уменьшаться. В 1971г. официально был прекращен обмен американского доллара на золото.
4-й этап. Юридически был оформлен в 1976г. в Кингстоне (о. Ямайка). Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах. По условиям соглашения, валютный курс определяется рыночными силами (спросом и предложением) 13 с.307.
Размер спроса на инвалюту определяется потребностями данной страны в импортируемых товарах и услугах, расходами туристов и разными внешними платежами. Размер предложения инвалюты определяется объемами экспорта и полученными займами.
Колебания курсов обусловлены 2 основными факторами:
— реальными стоимостными соотношениями, покупательной способностью валют на внутренних рынках стран;
— соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.
Но пределы изменения цен валют относительно друг друга не должны быть слишком большими. Для сглаживания резких колебаний валютных курсов ЦБ стран должны управлять изменениями курсов.
Ямайская валютная система базировалась на специальных правах заимствования (СДР – расчетная единица), плавающих валютных курсах, определяющей и регулирующей роли МВФ. СДР стали эталоном мировых денег.
Одной из основных целей создания и операционной деятельности вышеуказанного специального агентства, является предоставление странам – участницам макро финансовой помощи при наличии у таких стран дефицита платежного баланса.
Курсовая: Ямайская валютная система
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.