В современных условиях, российское управление туризмом на основе частично-децентрализованной системы будет представляться необходимым условием устойчивого функционирования и развития отрасли, удовлетворения ожиданий и запросов потребителей как российских, так и зарубежных. В связи с сложившейся ситуацией, и в контексте исторически сложившегося способа организации управления в российской туристской отрасли наиболее приемлемой считается административная модель управления. В то же время учитывая взаимодействие органов власти и представителей туристского бизнеса пока не на уровне европейских стандартов ни в вопросах государственного управления, ни в сфере маркетинга.
1.3 Стратегическое управление развитием инфраструктуры туристической индустрии
Анализируя этапы становления стратегического управления можно отметить, что последние сто лет были сложными для внешней среды организации, ускорения темпов изменений ее параметров и роста неопределенности во времени. Этими факторами в совокупности усложнился процесс управления организациями.
Результат этих процессов – это постоянное изменение понимания сути инфраструктуры туристической индустрии, на сегодняшний день выступающая в качестве структуры туристической сферы в целом, а, следовательно, управление ею рассматривается с позиций стратегического управления структурой организации с учетом особенностей, которые ей соответствуют.
База идеологии стратегического управления – это предположения о невозможности с достаточной степенью точности прогнозировать долгосрочные тенденции, характерные для постиндустриальной эпохи. Анализируя причины возникновения неопределенности можно отметить ее основной источник — НТП, обусловливающий ускорение экономических процессов [20].
В процессе определения главной цели и долгосрочных целей необходимо выйти из баланса интересов разных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании структуры и влияющих на характер, содержание и направления ее функционирования. С помощью баланса интересов определяются направление движения и целевая ориентация.
Главная цель инфраструктуры туризма – являться определенным основным социально-значимым функциональным назначением в долгосрочном периоде. С помощью неё определяются место, роль и положение инфраструктуры в индустрии туризма и обществе в целом, ее социальный статус, рассматривающийся как стратегический инструмент, определяющий целевой объект (рынок), или как основную сущностную характеристику инфраструктуры.
Главной причиной существования инфраструктуры является как отображение целей и интересов разных групп субъектов, имеющих определенное отношение к инфраструктуре туризма и к процессу ее функционирования. К таким группам относят владельцев предприятий, сотрудников предприятий, потребителей туристического продукта, местные территориальные общины, общество в целом и государство, которое является субъектом и объектом инфраструктуры.
Результат таких исследований – формирование стратегии развития. Здесь ставится вопрос ее выбора, при этом учитывается специфика инфраструктуры индустрии туризма [27].
Стоит выделять две наиболее совершенные и часто употребительные классификации стратегического выбора: по характеру вида экономической деятельности и макросреды и по характеру производства и реализации стратегических преимуществ.
Согласно первому признаку классификации, можно разделить на три основные типа альтернатив стратегического выбора, имеющиеся в распоряжении предприятия туриндустрии.
Ограниченный рост. Предприятием, придерживающиеся этой стратегии, устанавливаются целые от достигнутого, скорректированные в зависимости от ситуации, которая сложилась. Такой стратегией придерживаются организации, действующие в условиях определенной, зрелой, хорошо разработанной инфраструктуры с неизменными, постоянными технологиями. При этом предприятие удовлетворяет его положение, рыночная доля, спрос на продукцию. Эту стратегию наиболее удобно и доступно использовать, ей почти даётся гарантия от лишнего предпринимательского риска и нет нужны в дополнительных инвестициях.
Рост. У данной категории характерная особенность – значительный ежегодный рост уровня кратких и долгосрочных плановых задач над уровнями показателей прошлого года. Применяют при низких уровнях развития инфраструктуры, отмеченные важным потенциалом к росту и быстрыми изменениями в технологии, с постоянными технологическими нововведениями.
Во втором классификационном признаке предусматривается, что можно выбрать сферу конкуренции и свести к следующему: конкурировать по «широкой линии» или быть сосредоточенным на конкретном сегменте рынка.
В процессе ее формулирования предприятия туристической инфраструктуры должны осуществлять переориентацию на маркетинг, большое внимание должна отводиться изучению конкурентов; динамичность внешней среды нуждается в приоритетном его изучении. Нестабильность и риск заставляют руководителей разработать стратегию развития предприятия, одновременно диктуется потребность трансформации организационной структуры предприятия в зависимости от изменений внешнего окружения [21].
Таким образом, избранный портфель стратегических альтернатив включает в себя не только формулирование стратегий, а и пути их достижения, необходимые ресурсы, оценку рисков.
Реализуя стратегическое управление, требуется постоянный контроль ещё в самом начале. Инфраструктурой индустрии туризма по своей специфике считается сфера деятельности, в которой такой подход жизненно необходим и обязателен.
В свете современных тенденций к глобализации экономики и перехода к концепции стратегического управления освещенный подход к формированию стратегического управления развитием туристической инфраструктуры как определяющего направления развития туристической индустрии является необходимым и экономически эффективным для всех субъектов инфраструктуры. Использование его как базового непременно приведет к оживлению экономической активности в сфере туризма и выведет страну на видное место в структуре туризма мирового сообщества.