Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Курсовая работа Психология детства Коз

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Л.С. Выготский был убежден, что в процессе исторического развития человечества появляются и происходит становление культурных форм поведения [11, с. 246]. Причем в начале каждого возрастного этапа формируется четкое особенное отношение между человеком и той средой, которая его окружает. Фактор социальной ситуации развития во многом влияет и на формирование агрессивности. Если к этому периоду социальная среда, в которой человек развивается, отличается жестким, агрессивным, императивным характером, то агрессивное поведение, как норма выживания в этой среде, получит наиболее всеобъемлющее формирование [11, с. 246]. Таким образом, исследователь оценивал агрессию как форму адаптации к окружающей человека социальной среде, которая сочетается с нормами его окружения.
Л.М. Семенюк отмечает, что агрессивность носит социально-приобретенный характер и связана со строением мотивационной сферы человека, которая является составной частью системы ценностей [22, с. 26]. Формирование агрессивного поведения происходит главным образом в системе первоначального социализационного воздействия − в детском и раннем подростковом возрасте. Это своеобразная позиционная направленность личности, типичными особенностями которой является присутствие деструктивных тенденций и выбора, как правило, насильственных способов и средств для того, чтобы добиться цели и получить желаемый результат [22, с. 26].
Л. Берковиц разграничивает социализацию агрессии на ординарную и парадоксальную. Ординарная социализация агрессии − это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности человека в результате прямого деятельного опыта наблюдения агрессии [10, с. 174]. Необходимо отметить, что научение способом наблюдения оказывает на человека даже большее влияние, чем непосредственный деятельный опыт. Нередко данный вид агрессии является характерным для индивидов, которые принимали участие в военных операциях и конфликтах.
При парадоксальной социализации агрессии развитие агрессивной готовности человека осуществляется вне зависимости от присутствия непосредственного опыта агрессивного взаимодействия или опыта наблюдения агрессии [10, с. 174]. Агрессивность как устойчивая характеристика личности формируется в этом случае вследствие наличия у человека большого социального опыта подавления возможностей реализации его актуальных личностных потребностей. Это подавление происходит вне агрессии, без проявления вербальной или физической агрессии, или же враждебности. Наоборот, блокирование актуальных личностных потребностей реализуется главным образом в данном социальном опыте взаимодействия с «заботой» о личности, в ее же «интересах» [10, с. 175].
Из этого следует, что результатом парадоксальной социализации агрессии необходимо считать агрессивный фобический след депривационного социального опыта, который лишает человека самостоятельности. Часто этот тип агрессии получает развитие при дисбалансированном стиле семейного воспитания или в том случае, когда нарушается процесс социализации.
С.Л. Колосова определяет агрессию как системное психологическое и социальное свойство, которое формируется в процессе социализации личности и приобретает в зависимости от воздействующих биологических, социальных, психологических факторов конструктивный (социализированный) или, при нарушении социализации, деструктивную направленность [16, с. 58]. По мнению ученого, агрессивное поведение отличается строго индивидуальным характером и характеризуется определенной структурно-функциональной организацией, которая во многом и определяет свойства каждого агрессивного субъекта [16, с. 59].
Необходимо заключить, что в настоящее время психологами представлены многочисленные определения агрессии. В то же время важно отметить, что отсутствует общепринятое и единое определение данных понятий. Ученые разработали множество типологий, которые не только не сходятся в своих главных, основополагающих моментах, но нередко входят в противоречие друг с другом. Подобное явление типично и для зарубежной, и для отечественной психологической теории. Следовательно, данная проблематика носит дискуссионный характер.
Дискуссия ведется на предмет того, выступают ли отрицательные эмоции проявлением агрессии, или агрессия связана всегда с особенностями поведения личности. Отсутствует единая позиция по проблеме преднамеренного − непреднамеренного нанесения вреда объекту. Многие ученые указывают на преднамеренный характер агрессии (к примеру, С.Л. Колосова [16], Л.М. Семенюк [22]). Однако, некоторые допускают возможность спонтанной, непреднамеренной, спровоцированной агрессии. К примеру, Л. Берковиц отмечает, что агрессия может представлять собой не только намеренное, запланированное действие, но также и эмоциональную реакцию [10, с. 32].
Открытым остается вопрос о том, можно ли считать агрессией безуспешные попытки причинения вреда объекту. По мнению Л. Берковица, если намерение было, но попытки нанести ущерб оказались безуспешными, то это в любом случае является агрессией [10, с. 33].
Также возможно неоднозначное интерпретирование агрессии с позиции жертвы. Одни ученые полагают, что агрессией является любое действие, нацеленное на причинение вреда другому существу или неживому объекту [3, 6], другие убеждены, что агрессия имеет место только в том случае, когда жертва или реципиент стремится избежать такого обращения, следовательно, в садомазохизме и даже в самоубийстве агрессия отсутствует [10; 17].
Остается нерешенным вопрос о том, всегда ли агрессию необходимо считать социально порицаемым и отрицательным явлением. Существует теория эволюционизма, которая рассматривает агрессию в качестве механизма и средства борьбы за выживание и общественное развитие, выделяя в ней адаптивную функцию (к примеру, С.А. Амбалова [3], З. Фрейд [24]). В то же время хорошо известной является теория «неоправданного зла», в соответствии с которой агрессия признается неприемлемой в любых ее проявлениях (к примеру, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). В этой связи более приемлемой представляется позиция Э. Фромма, который разграничил агрессию на два вида − «доброкачественную» и «злокачественную» [25, с. 59]. Первый тип ученый оценивал, как имеющий право на существование, а второй тип оценивал, как отрицательный.
Таким образом, необходимо заключить, что агрессивное поведение − это такой тип поведения, который направлен на нанесение объектам вреда, в качестве которых выступают живые существа, а также неодушевленные предметы. Агрессивное поведение является формой реакции на психологический и физический дискомфорт, стрессов, фрустраций. Помимо этого, оно может являться способом и средством достижения конкретной установки, в том числе повышения собственного положения, статуса за счет самоутверждения.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.