Эмоции также можно оценивать по следующим параметрам: глубина осознания, происхождение, возникновение и исчезновение, а также влияние на организм, динамика развития, ориентация, способ выражения в поведении и нейрофизиологические основы. Вопрос о генезисе эмоций в исследовании решается неоднозначно. При широкой интерпретации эмоций их возникновение и развитие связано со стабильными условиями существования субъекта. При узком понимании эмоций их формирование рассматривается как функция от более специфических условий, порождающих разочарование или осознание невозможности адекватного поведения. Это обычно происходит в ситуации конфликта и непредсказуемости событий [7].
1.2. Эмоциональные переживания детей
Интересную интерпретацию проблемы опыта получает Л.С. Выготский, который полагал, что опыт является единицей социальной ситуации развития, соединяющей две стороны психического развития — аффективную и интеллектуальную — и определяет взаимодействие внутреннего духовного мира человек с внешней средой. А. В. Запорожец утверждал, что эмоции функционируют как ориентация ребенка в тех личных значениях, которые имеют для него мир, и они играют важную роль в формировании новых мотивов поведения у детей, превращая их в познание в реальных действиях и в реализация существующего субъекта мотивов, где действует регуляторно-мотивирующая функция эмоций.
Эта позиция во многом повторяет взгляды А. Адлера, который полагал, что эмоции в их функциональном значении связаны не только с инстинктивной ситуацией, в которой они появляются, но и являются важнейшей составляющей характера, стиля человеческой жизни. Таким образом, он также обладает эмоциональным опытом, связанным с процессом построения базовой, ведущей психической структуры, иерархии потребностей личности.
Целевые наблюдения за поведением детей в раннем возрасте показали первые проявления эмоций, тесно связанных с удовлетворением биологических потребностей. К концу первого месяца жизни дети начинают проявлять интерес к человеку, их поведение окрашивается длительным вниманием, в основном в виде улыбки. На втором месяце жизни у детей появляется «комплекс возрождения», который проявляется в наличии положительных эмоций, недифференцированной радости при виде всех взрослых, моторной анимации, а также вокализации: короткий гудок, пение и возбуждение.
Затем эмоции все более дифференцируются под влиянием эмоционального и делового общения с матерью и другими близкими людьми. Есть эмоциональные реакции, связанные с различными предметами, игрушками. Эмоции маленького ребенка характеризуются их быстрым проявлением и быстрым изменением эмоциональных состояний под влиянием конкретной ситуации.
Осваивая речь, ребенок начинает выражать свои эмоциональные состояния не только в выражениях лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях, но и в отдельных словах, а затем и в высказываниях. Постепенно у ребенка развиваются стабильные эмоциональные отношения с определенными людьми, появляются любимые и нелюбимые предметы, ситуации. В дошкольном возрасте происходит обогащение и дифференциация эмоций, тесно связанных с деятельностью детей, с их обучением. Начинается формирование сложных чувств (любви, моральных, интеллектуальных, эстетических чувств) [15].
Дети постепенно учатся контролировать внешние проявления эмоций, осознают свои эмоциональные состояния и относятся к ним критически.
В школьном возрасте обогащение эмоциональной сферы у детей со все более сложными переживаниями продолжается. Это происходит в связи с расширением сферы деятельности и общения детей, с признанием переживаний эмоциональных переживаний, выраженных в художественной литературе, фильмах и т. Д. Появляется ранее понимание индивидуальных эмоциональных состояний других людей в школьном возрасте. улучшение.
В подростковом возрасте способность скрывать свои эмоциональные состояния формируется и улучшается понимание эмоциональных состояний других людей. Есть чувства, связанные с осознанием себя как личности. При неблагоприятных социальных условиях могут возникнуть эмоциональные нарушения [17].