Ввиду того, что в настоящее время происходит перестройка традиционной системы гендерной стратификации, вопросы изучения семью приобретают наибольшую актуальность. Необходимо отметить, что в особенности мало изучена проблема отцовского воспитания с позиции эмоционального, мотивационного и ценностно-смыслового аспекта.
На современном этапе развития психологического знания возникают существенные изменения в исследовании отцов, появляется все больше информации по проблеме отцовства, проводятся эмпирические исследования в данной области. В этом плане представляет ценность точка зрения Ш. Барта о переоценке или уточнении социумом функций отца и последующего разделения мужских и женских ролей[21].
Исследование темы отцовства накапливает свой опыт и отражается в научных работах по психофизиологии (Ильин Е.П., Кон И.С.); истории (Кон И.С., Барт Ш. и др.), социологии (Гурко Т.А., Дементьева И.Ф., Холдрен и др.), психологии личности (Эриксон Э., Пфау-Эффингер Б., МаслоуА. И пр.).
Необходимо понимать, что позиция отцов укрепляется и усиливается в связи с возрастающим количеством разводов, сексуальной революцией, появлением моногамных семей, развития репродуктивной науки и т.д. Полагаем, что воспитание одним родителем не может дать всей полноты и глубины понимания своей родительской роли. Так или иначе, полноценное и гармоничное развитие личности возможно только при участии обоих родителей, в том случае, если воспитание будет эффективным и правильным с позиции основ семейной психологии. Неоспорим тот факт, что отец должен принимать непосредственное участие в воспитании своих детей, если это участие будет всесторонним и осознанным. По причине стереотипного мышления, выработанного годами, отцовство все же уступает материнскому воспитанию.
Придерживаясь мысли, о том что отцовское воспитание неоценимо в развитии личности ребенка, отметим, что только в полной семье возможно формирование гармоничного, развитого человека. Таким образом, проблема отцовства является сложной и многоаспектной, требующая решения глубокого изучения[17]. Нам близка мысль о том, что имеются генетически запрограммированные предпосылки отцовства, которые мало изучены.
Все больше западных ученых отмечают вовлеченность отцов в воспитание детей (LaRossa R., Reitzes D.) и указывают на равноправие отцов и матерей в детско-родительских отношениях.
С развитием социума, роль отца усиливается, так, если раньше отец в большинстве своем выполнял функцию материального обеспечения в качестве главного добытчика, то сейчас эту функцию с легкостью выполняет женщина, так как появилось множество специальностей, не требующих тяжелого физического труда. Можно говорить об измени института отцовства, современная картина которого весьма разнообразна. Согласно материалам Т.Г. Гурко, с одной стороны наблюдается видимый кризис семьи, прирост безотцовщины и уменьшение общего вклада отца в воспитание детей. С другой стороны, можно говорить об изменении характеристик отца[29]. Schmidt-Denter U в своих исследованиях доказали, что отец, так же, как и мать, может хорошо заботиться о ребенке. Теоретический анализ научных исследований подтверждает мысль о том, что «многие женщины считают, что отцы заботятся о детях хорошо, но делают это только тогда, когда хотят»[23]. Стоит отметить, что «современные отцы во многом менее авторитарны, чем даже поколение современных дедушек, более эмпатийны и знают больше о каждодневных проблемах и заботах своих детей»[28].
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что коренным образом меняются стандартные представления о роли отца в воспитании в пользу его активного участия в жизни ребенка. В истории отцовства наблюдается переходный период от отца, как формального представителя своего статуса до заинтересованного, «нового» родителя, принимающего непосредственное участие в жизнидеятельности своего ребенка.
Курсовая работа про воспитание детей
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.