Следователь на стадии предварительного следствия выполняет функцию предварительного разрешения уголовного дела. При этом он, либо, придя к выводу о наличии достаточного количества доказательств, изобличающих лицо в совершении преступления, составляет обвинительное заключение, и дело после утверждения обвинения прокурором направляется в суд для его рассмотрения по существу, либо выносит постановление о прекращении уголовного дела, в том числе за отсутствие события или состава преступления.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 29 июня 2004 г. делает выводы о том, что осуществляя от имени государства уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, прокурор, а также следователь, дознаватель и иные должностные лица, выступающие на стороне обвинения, должны подчиняться предусмотренному УПК РФ порядку уголовного судопроизводства, следуя назначению и принципам уголовного судопроизводства, закрепленным указанным кодексом: они обязаны всеми имеющимися в их распоряжении средствами обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, исходить в своей профессиональной деятельности из презумпции невиновности, обеспечивать подозреваемому и обвиняемому право на защиту, принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности, в силу которых обвинение может быть признано обоснованным только при условии, что все противостоящие ему обстоятельства дела объективном исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение прокурора, следователя, дознавателя от выполнения этих обязанностей, УПК РФ, в частности ч. 2 ст. 15, предусматривающая разделение функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела и запрет возложения их на один и тот же орган, не содержит.
Осуществление следователями своих процессуальных функций, гарантируемое их особым процессуальным статусом и полномочиями и наличием судебного контроля в отношении их действий и решений, включая контроль со стороны апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, обеспечивает в рамках уголовного судопроизводства выполнение государством своей обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, их обеспечению правосудием.
Таким образом, следователя нельзя отнести в полной мере к стороне обвинения, так как его основной задачей является установление объективной истины по делу. Выполняя функцию обвинения, он одновременно выполняет и функцию защиты, реализуя принцип презумпции невиновности, установленный Конституцией РФ.
Анализ норм уголовно-процессуального законодательства позволяет выделить следующие полномочия следователей в зависимости от направления их реализации:
— исследовательские. Эти полномочия реализуются при непосредственном расследовании уголовного дела;
— организационные. Такие полномочия реализуются в отношении органов дознания, других подразделений органов внутренних дел, специалистов, экспертов, иных участников уголовного процесса, а также лиц, вовлеченных в ход расследования по уголовному делу;
— процессуальные. Эти полномочия представлены обязанностями следователя, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
— властные полномочия направлены на обеспечение проведения следственных действий и устранение препятствий следствию;
— полномочия, имеющие своей целью обеспечение собственной процессуальной самостоятельности следователя.
Курсовая работа по уголовному процессу
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.