Важным элементом анализа финансового состояния предприятия является расчет эффекта финансового рычага, который дает представление о приращении рентабельности собственного капитала, генерируемом использованием заемного капитал, в условиях превышения рентабельности активов предприятия цены использования заемных средств.
Формула расчета:
где
ставка налога на прибыль;
значение экономической рентабельности;
значение средней расчетной процентной ставки по кредитам.
На вопрос, какие факторы повлияли на рентабельность предприятия дает ответ модифицированная формула Дюпона:
где выступает нормой прибыли;
представляет собой показатель оборачиваемости активов предприятия;
является коэффициентом капитализации (мультипликатор собственного капитала).
В результате оценки рентабельности по трехфакторной модели Дюпона, выявляется влияние на эффективность организации характера продаж, результативности ее инвестиционной и финансовой деятельности.
1.2. Факторы, влияющие на экономические результаты хозяйственной деятельности коммерческого предприятия
Рассмотрим факторы, влияющие на прибыль и на ее производный показатель – рентабельность. По степени отношения к внешней/внутренней среде функционирования предприятия, эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.
К внутренним факторам ученое сообщество относит рост физического объема произведенной и реализованной продукции, снижение себестоимости единицы продукции, повышение качества и улучшение ассортимента продукции. Как следует из производственной функции Кобба-Дугласа, рост физического объема напрямую связан с повышением эффективности использования производственных фондов (рост фондоотдачи) и производительности труда. Во многом наращивание объемов выпуска позволяет экономить на масштабе производства, что в конечном счете, выливается в снижении себестоимости единицы продукции.
Условно внутренние факторы делят на: производственные, финансовые и коммерческие.
В сфере действия производственных факторов находится объем производства, его ритмичность, эффективность использования научно-технического и интеллектуального потенциалов, техническая оснащенность, качество и ассортимент выпускаемой продукции.
Коммерческие факторы действуют уже на этапе продвижения и сбыта произведенной продукции: степень адекватной оценки рыночной конъюнктуры, изучение конкурентного ценообразования, регулирование сбыта и реклама.
Сфера действия финансовых факторов – выручка от реализации и предпринимательский доход. Сюда входит ценовое регулирование, привлечение кредитов банка, размещение корпоративных ценных бумаг, операции со штрафными санкциями и с дебиторской задолженностью, обеспечение надлежащего уровня ликвидности и платежеспособности.
Факторы внешней бизнес-среды предприятия: государственная экономическая политика (налоговая, денежно-кредитная), природно-географические факторы (рис. 1.1).