Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка. [17, с. 283]
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще — в массовой, реже — во вспомогательной).
Детей третьей группы
Аутизм предстаёт как захваченность, поглощённость ребенка своими узкими и стереотипными интересами.
• Монологичность в поведении, жесткое неукоснительное разворачивание собственных стереотипных программ поведения ребенка; любой «сбой с программы», необходимость вести диалог с собеседником, подстраиваться под изменения вызывают негативизм и агрессию, чаще вербальную
• Аутостимуляция – через стереотипное проговаривание, рисование и т.п. аффективно заряженных тем, сюжетов, впечатлений, как правило связанных со страхами и/или аффективным реагированием близких.
• Речь – развернутая, как правило интонационно и лексически своеобразная, часто чрезмерно «книжная»
• Накопление большого объема сведений из области стереотипных интересов, которые не используются для решения жизненных задач и сами по себе, без специальной психокоррекционной работы, не могут позитивно влиять на социализацию. [10, с. 76-80]
Данную форму легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. [19, с. 214]
В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями. [14, с. 235]
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. [8, с. 153]
Детям четвертой группы
Аутизм ребёнка 4 группы – тормозимость в социальных контактах, экстремальная застенчивость
• Характерны тревожность, негибкость в следовании социальным правилам, страх не соответствовать ожиданиям («сверх-правильность»), пассивное подчинение и трудности выбора; зависимость от постоянного подбадривания, одобрения со стороны близкого человека. Ребёнку труднее выстраивать контакты с ровесниками, чем со взрослыми [11, с. 75]
• Развернутой специфической аутостимуляции нет, но возможны отдельные проявления аутостимуляторной активности, особенно на фоне утомления и напряжения, проявления возбуждения и импульсивности
• В интеллектуальной деятельности: медлительность, трудности понимания речи, снижение активности из-за страха перед неодобрением. Крайне трудно таким детям свободно рассуждать о чем-л., высказывать свое мнение присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. [13, с. 57]
Таким образом, аутист предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.
КУРСОВАЯ РАБОТА «Нарушение эмоционально-личностного развития у детей с РАС»
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.