Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой услуги, так и в ходе ее реализации. Задача предприятия стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
— рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
— анализируются направления развития аналогичных разработок;
— рассматриваются сферы возможного использования продукции;
— анализируется круг постоянных покупателей.
Вышеизложенное подразумевает «комплексное исследование рынка».
На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается услуга, по которой будет проводиться анализ или формулироваться требования к будущей услуге, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке [56, с. 305].
При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая услугу.
По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.
Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности услуги нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество услуги, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает.
Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой услугой и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе.
Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой услуги по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также — для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности услуги для решения рыночных задач.
Однако, факт высокой конкурентоспособности самой услуги является лишь необходимым условием реализации этой услуги на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
В результате оценки конкурентоспособности услуги могут быть приняты следующие решения:
— изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции услуги;
— изменение порядка проектирования и установки услуги;
— изменение технологии изготовления услуги, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
— изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
— изменение порядка реализации услуги на рынке;
— изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт услуги;
— изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве услуги и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
— изменение системы стимулирования поставщиков;
— изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:
— комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;
— разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг;
— оценке перспектив продажи конкретных услуг и формировании структуры продаж;
— разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
— контроле качества услуги;
— установлении цен на услугу;
— отборе материалов при покупке через тендеры и торги;
— аттестации услуг;
— подготовке технических заданий по созданию новых услуг;
— решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии материалов с экспорта, либо ее модернизации;
— подготовка информации для рекламы услуги;
— решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
— разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков [15, с. 305].
Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой услуги с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.
Параметры назначения в свою очередь подразделяются на:
— классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора республики применения продукции и товаров — конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют;
— параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;
— конструктивные параметры, характеризующие основные проектно — конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;
Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки.
Курсовая работа на тему «повышение конкурентоспособности продукции (услуг) предприятия (на примере…)
- Глеб Стрелков
- Менеджмент

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.