Одни и те же показатели качества продукции имеют для предприятия разную степень значимости в зависимости от выпускаемой продукции. Показатели качества продукции характеризуют численно степень проявления конкретных свойств, которые входят в структуру качества. Таким образом, качество продукции представляют собой совокупность свойств, количественно выражающиеся в показателях качества. [9, с.247]
Классификация показателей качества продукции представлена на рис.2.
Рассмотрим некоторые показатели качества продукции более подробно.
Надежность включает в себя сохраняемость, безотказность, долговечность, ремонтопригодность изделия. Для характеристики надежности в зависимости от особенностей оцениваемой продукции используются как все четыре перечисленных показателя, так и их часть.
Рисунок 2 – Классификация показателей качества
Технологичность характеризуется эффективностью конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при ремонте и изготовлении продукции. Собственно с помощью этого показателя достигается массовость производства продукции, рациональное соотнесение затрат средств, материалов, времени и трудовых ресурсов при технологической подготовке к производству, изготовлении и эксплуатации продукции.
Унификация и стандартизация – это насыщенность продукции унифицированными, стандартными и оригинальными составными частями. Чем стандартных и унифицированных изделий, тем лучше как для производителя, так и для потребителя.
Эргономические показатели качества продукции отражают взаимодействие потребителя с изделием и комплексом физиологических, антропометрических, гигиенических свойств человека, которые проявляются при использовании изделия.
Эстетические показатели качества продукции характеризуют рациональность формы, информационную выразительность, совершенство исполнения, целостность композиции и стабильность товарного вида продукции.
Показатели транспортабельности продукции выражают приспособленность товара к перемещению транспортом.
Патентно-правовые показатели качества продукции характеризуют патентную чистоту товара и являются значительным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
Экологические показатели качества продукции могут отсутствовать в продукции при экологически безопасном производстве. Показатель отражает уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающие при потреблении или эксплуатации продукции.
Безопасность продукции характеризует особенность для безопасности покупателя, а также обслуживающего персонала, то есть обеспечивает безопасность при транспортировке, хранении, монтаже, ремонте, обслуживании, потреблении продукции. [6, с.125]
Выше были рассмотрены так называемые индивидуальные показатели качества продукции. К обобщающим показателям, которые позволяют охарактеризовать всю производимую предприятием продукцию, вне зависимости от ее назначения и удельного веса, относятся следующие:
удельный вес новой продукции в общей массе товаров;
соотношение продукции, прошедшей и не прошедшей сертификацию;
уровень соответствия продукции мировым стандартам;
удельный вес продукции, которая имеет наивысшую категорию качества;
средний коэффициент отношения стоимости продукции к стоимости ее же по ценам товаров первого сорта, также его называют коэффициентом сортности;
количество продукции с аттестацией и без нее;
средневзвешенный балл продукции;
количество продукции, идущей на экспорт, в том числе в страны с высоким уровнем развития.
Также при анализе могут использоваться косвенные показатели. Это могут быть штрафы, полученные компанией за недостаточное качество продукции, удельный вес продукции, опознанной как брак, количество претензий от покупателей, финансовые потери от бракованной продукции и другое.
Брак является одним из самых существенных косвенных показателей качества. Выход брака приводит к тому, что себестоимость продукции надлежащего качества возрастает, объем реализации уменьшается, уменьшается прибыль и рентабельность продукции. В процессе анализа важно определить динамику брака (уменьшается она или возрастает), а также удельный вес бракованной продукции, рассчитать потери от брака. [14, с.70]
Главная задача анализа качества продукции – это определить динамику показателей, определить уровень их соответствия плану, причины изменения этих показателей, а затем оценить работу предприятия с позиции уровня качества, который достигнут и которого можно достичь.
Если продукция компании подразделяется по сортам и произошли изменения в сортовом составе, необходимо определить, какие перемены произошли в средневзвешенной цене в целом и на единицу продукции, а затем определить, как сортовой состав влияет на выпуск продукции, прибыль от ее продажи и другое.
Для оценки качества продукции используются два метода:
определение средневзвешенного балла качества продукции через сравнение показателей его уровня по фактическому выпуску и по факту. Это позволяет определить процент выполнения плана по качеству продукции. Такой метод называют балльным;
определение доли продукции, качество которой можно охарактеризовать кондицией или сортом, в общем объеме произведенных товаров. Это позволяет узнать общий коэффициент сортности и средневзвешенную цену.
Доля каждого сорта в общем объеме сравнивается с планом, чтобы определить динамику изменения этих показателей за выбранный срок.
Средний коэффициент сортности определяется следующим образом:
путем определения отношения количества первосортной продукции к общему числу товаров;
путем выявления отношения стоимости товаров любого сорта к стоимости той же продукции, рассчитанной по ценам первосортной. [11, с.98]
После проведения анализа проводится изучение причин снижения качества, источников брака продукции, центров ответственности за него. Разрабатываются меры по повышению качества и устранению брака.