Нужно отметить, что не все стихотворения сборника легко прочитываются как зашифрованные «пейзажные» зарисовки, и Она далеко не всегда отождествляется с чувственным образом Луны. Так, по-прежнему необъяснимыми кажутся стихотворения, где Она названа «Царевной» в тереме, «влажным злаком», где говорится о ее «Храме», «престоле», где говорится о ворожбе, гаданиях, двойственности или двуликости, о царстве мертвых. Блок, безусловно, мог знать, по крайней мере, античные варианты мифа о Луне, отчасти из гимназического курса, но в наибольшей степени — из университетских лекций, в первую очередь Ф.Ф. Зелинского.
Хорошо известно, например, что Селена (Геката) в греческой мифологии покровительствует любовным чарам, гаданиям и колдовству.
Связь Луны с богиней плодородия (Деметрой, Церерой) и ее дочерью царицей Аида Персефоной (Прозерпиной) объясняет и символику злака, и мотивы царства мертвых в «Стихах о Прекрасной Даме».
Становится ясно, насколько не случайны в ранней лирике Блока такие именования героини, как «Владычица вселенной», «Российская Венера», «голубая царица земли», «царица звездных ратей», «Ты, держащая море и сушу», «Мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен — высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновения, преисподней плачевное безмолвие». Сложная образная структура «Стихов о Прекрасной Даме» заключается именно в этой уникальной для русской поэзии многослойности смыслов и прочтений, где ни один слой не уничтожает предыдущий или последующий, а лишь способствует его дальнейшему углублению и разветвлению. Это и есть подлинный символ чарующего поэтического воссоздания мира.
В период создания первой книги стихов Блок был типичным символистом, утверждающим полную свободу художника. В сознании поэта существовало принципиальное разделение между миром земным и «мирами иными». За эти «иные миры» и пытался вести борьбу молодой Блок. Творческое развитие Блока пошло совершенно не в направлении борьбы с явлениями реальной действительности. Год за годом поэт не отдалялся от «неземного мира», хотя делал попытки приблизиться к нему. Прошлое столетие полно легендами о «великих отречениях».
Борьба между чистым искусством и политической поэзией была выражением психологического конфликта между душевным равновесием и душевным разладом.
А в сфере социальной – конфликта между привилегированным положением, открывающим возможность погружаться в искусства, науки и тем положением, которое обращает внимание к «работающим, грубым рукам».
Драма Блока волнует особенно глубоко, она ближе нам, потому что раздвоенность поэта, его тревожное метание между двумя мирами чрезвычайно сложны, потому что лишены простоты и ясности. Но в этом же и причина обаяния Блока, его бессмертия в идеалистическом смысле этого слова. Пока ведется борьба между двумя мирами, в поэзии Блока будут видеть отражения своего душевного мира все те, кто пережил душевные волнения и трагедии.
Курсовая работа на тему «Мотив чар в лирике А. А. Блока «
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.