В каждой библиотеке есть читатели, плохо ориентирующиеся в фонде. Они останавливаются то у одной полки, то у другой. Чаще всего их внимание привлекает внешний вид книги, ее обложка, заглавие. Этим может воспользоваться библиотекарь для проведения индивидуальных консультаций у книжных полок. Назначение такой консультации – привлечь внимание читателя к литературе, которая может представить для него интерес, подсказать путь разыскания нужной книги, помочь осознать характер своих потребностей.
Важная задача консультаций – указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, может быть предложить справочные издания. Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловия.
Списки литературы по какой-либо часто спрашиваемой теме. Здесь хочется сказать, что не только составляются списки литературы, но и по часто спрашиваемой теме делается подборка учебных и научных изданий.
Современными методами информационного обслуживания пользователей являются избирательное распространение информации (ИРИ), дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР) и оперативное сигнальное информирование (ОСИ), которые чаще всего используются для информирования тех пользователей, чья деятельность имеет высокую социальную значимость и интеллектуальную ёмкость, например, учёных и специалистов в научных и академических библиотеках.
Метод избирательного распространения информации (Метод ИРИ) Реализация на основе применения компьютерных технологий дала новый толчок этому направлению. ИРИ является одной из форм дифференцированного информационно-библиографического обслуживания.
По системе ИРИ обслуживаются специалисты, профессиональная деятельность которых предполагает систематическое ознакомление с новой информацией по определенной теме. Способ индивидуального информирования заключается в постоянном оповещении специалистов о новой литературе по их теме, как поступившей в библиотеку, так и выявленной по библиографическим источникам и Интернет.
Особенностью ИРИ является обязательное наличие обратной связи. Кафедры заполняют карточку абонента обратной связи, и библиографы, в свою очередь готовят необходимый материал по их запрошенной теме. Дистанционное индивидуальное обслуживание с помощью Интернета, электронной почты или с использованием факса позволяет библиотеке оперативнее доставлять информацию пользователю, активнее использовать свои и удаленные ресурсы.
Система ДОР (дифференцированное обеспечение руководства) предусматривает обеспечение руководителей различных уровней специально подготовленной информацией, предназначенной для решения задач управления. Обеспечение руководства в режиме ДОР строится по принципу системы ИРИ. Различие между режимами ДОР и ИРИ заключается в том, что по системе ИРИ абонентам направляется сигнальная информация, режим ДОР предполагает предоставление тщательно отобранной, аналитически переработанной информации, исключающей в большинстве случаев необходимость обращения к первоисточникам [9, с. 62].
Оперативное сигнальное информирование (ОСИ) – одна из эффективных форм удовлетворения информационных потребностей ученых и специалистов. ОСИ – это система текущего оперативного доведения до потребителей сигнальной информации в соответствии с их постояннодействующими тематическими запросами. Основной задачей ведения ОСИ является обеспечение ученых и специалистов текущей информацией о содержании наиболее значимых журналов мира по различным отраслям науки, техники и общественной жизни.
Индивидуальные планы чтения. Суть данного способа состоит в привлечении пользователей библиотеки к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой с целью разностороннего культурного развития читателей, а также выработке у каждого из них умений и навыков систематического самообразовательного чтения. Интересы пользователей библиотеки для привлечения их к плановому чтению уточняются ежегодно путем анкетирования читателей, его целями являются:
– определить круг тем, которые интересуют читателей;
– на основании анализа этих тем определить тематику планов чтения;
– выяснить, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и наметить пути привлечения читателей к индивидуальному плановому чтению путем, во-первых, рекомендаций библиотекаря в процессе непосредственного общениях с читателем; во-вторых, самостоятельного знакомства читателей с различными «малыми формами» библиографии и рекомендательными указателями [13, с. 32].
В современной практике используются, в основном, три вида планового чтения:
– типовые, которые создаются на основе анализа наиболее распространенных интересов и запросов пользователя;
– списки литературы по какой-либо часто спрашиваемой теме;
– составленный совместно с читателем план дальнейшего чтения.
Индивидуальный библиографический обзор – сочетает в себе элементы беседы, консультации и плана чтения. Виды: тематический, новых поступлений, информационный, рекомендательный, отраслевой или художественной литературы
Данные обратной связи (то есть какой материал оказался интересным в ознакомительном плане, какой использовался в работе, какой не соответствует теме) дают возможность судить об эффективности индивидуального информирования и корректировать эту форму работы [22, с. 15].
Дистанционное индивидуальное обслуживание с помощью Интернета, электронной почты и с использованием факса.
По результатам теоретического анализы современных форм индивидуального обслуживания, был сделан вывод, что индивидуальное библиотечное обслуживание, понимается сегодня как деятельность библиотекаря в помощь удовлетворения информационных (читательских) запросов конкретного читателя и для российских библиотек считается традиционным. К числу индивидуальных форм работы с читателями в настоящее время относятся беседы различного характера и формы индивидуального информирования.
Курсовая работа на тему: «Индивидуальное библиотечно- информационное обслуживание: организация, методы и техно
- Diplom777
- Библиотечно-информационная деятельность
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777