В ХIХ веке В. Дильтей считал, что содержанием душевной жизни являются эмоции, чувства, представляющие собой личностное выражение ценности, ценность неотделима от чувства. В. Дильтей указывает на то, что ценности носят, прежде всего, субъективный характер и связаны с эмоциональной насыщенностью переживаемого.
В начале ХХ века К. Роржерс определил основной категорией теории личности так называемую «самость», представляющую собой концептуальную модель восприятия характеристик и взаимоотношений «Я» и вместе с тем систему ценностей, применяемых к этому понятию. И внутренние и внешние ценности, полагает Роджерс, формируются или принимаются, если «физиологический аппарат» воспринимает их как способствующие сохранению и укреплению организма. В. Франкл под ценностями личности понимал объективные смыслы, присущие всему человечеству на протяжении его исторического развития. по мнению Франкла, универсальный характер ценностям придает их осмысленность личностью, принятие ответственности за ее реализацию.
Э. Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Э. Шпрангер выделяет шесть типов личности, показывающих их различие по ценностным ориентациям человека: теоретический человек; экономический человек; эстетический человек; социальный человек; политический человек; религиозный человек.
Существенное место ценностям личности отводит в своей теории А. Маслоу, который пишет, что выбор человеком высших ценностей предопределен самой его природой, а не божественным началом или чем-либо другим, находящимся за пределом человеческой сущности. При наличии свободного выбора человек сам инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро, а не зло. При этом, Маслоу подчеркивает, что, несмотря на природную обусловленность внутренних ценностей, общественные ценности оказывают гораздо более сильное влияние на формирование ценностных установок личности.
Несомненным достижением отечественной психологии является попытка исследовать проблему ценностей и ценностных ориентаций через поиски единства личности и общества. Согласно А.Н. Леонтьеву, становление личности представляет собой закономерную перестройку системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, смену структуры ценностей в процессе онтогенеза. Исходя из деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов приходит к заключению, что любая ценность имеет две стороны — значение и личностный смысл. Значение ценности есть совокупность социально значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком.
Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. Роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени.
В целом можно отметить, что в отечественных исследованиях личностные ценности понимаются как сложная иерархическая система, которая регулирует активность человека, находясь на границе мотивационно-потребностной и смысловой сферы личности. Личностные ценности, относящиеся к миру в целом и переживаемые как идеальные сущности, воссоздают, как считает ДА. Леонтьев, коллективный опыт социальной общности и обладают устойчивостью по отношению к внешним обстоятельствам. Концептуально различные исследования проблемы ценностей в зарубежной и отечественной психологии сходятся в понимании ценностных образований как важнейшего функционального компонента структуры личности, как высшего уровня в иерархии побуждений, потребностей, интересов человека. Необходимым условием для трансформации ценностей общества в личностные выступает включение индивида в социальную деятельность с целью реализации соответствующей ценности.
Таким образом, можно утверждать, что ценности имеют социальную природу и обретают самостоятельное значение для субъекта в процессе онтогенеза, сохраняя при этом свою изначальную социальную природу. В своей совокупности ценности с присущей им субъективной значимостью образуют ценностные ориентации личности, которые, в свою очередь, определяют жизненные цели и принципы поведения человека, выражают то, что является для него наиболее важным. Ценностные ориентации всегда представляют собой иерархическую структуру, поскольку значение ценностей в регуляции поведения как раз и состоит в выборе наиболее значимых ценностей при принятии решения о действии, поступке.
Курсовая работа на тему «Ценностные ориентации женщин в молодости в период беременности»
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.