Цель классификации товаров: систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации. Идентификация как установление тождественности наиболее существенных признаков возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для группировок или объектов классификации.
Задачи классификации товаров представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Задачи классификации товаров
Объектом классификации называют элемент классифицируемого множества.
В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг — товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).
Современная классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:
гарантировать полноту охвата всех объектов;
обеспечивать гибкость классификации (т.е. возможность внесения изменений);
способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей;
содействовать принципам кодирования товаров и образованию краткого шифра товаров.
Системы классификации и кодирования товаров необходимы в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планировании товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствование системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.
Классификация имеет важное значение в вопросах управления качеством и ассортиментом товаров, товародвижения, а также при любых подходах к решению задач систематизации товаров. Она позволяет изучать в обобщенном виде (по товарным группам) огромное количество разнообразных товаров и рационально организовать торговлю ими.
Ассортимент товаров большой, в связи с этим невозможно достаточно полно изучить каждый вид и разновидность товаров, если не сгруппировать и не систематизировать их, распределив по отдельным подразделениям. Этим целям и служит классификация.
В торговой практике классифицируют товары и их свойства, показатели качества и др. Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует универсальной системы классификации товаров, охватывающей все известные критерии, признаки и свойства товаров, в мировой практике используют методы деления множества товаров на классификационные группировки, проверенные эмпирическим путем и используемые только для удобства организации внешней торговли.
Развитие товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности как дисциплины и рациональная организация торговли невозможны без использования классификации товаров.
Признак классификации – это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Основными признаками классификации товаров являются:
единство технологических процессов производства;
направление или цель использования товаров;
физико-химические свойства.
В качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков для укрупненных группировок используется назначение.
Один из важнейших вопросов классификации – правильный выбор признака, по которому тот или иной товар будет отнесен к определенной группировке.