Снижение платежеспособного потребительского спроса продолжает сказываться на динамике продуктового ретейла: за 2018 год оборот розничной торговли продовольственными товарами увеличился на 2,1% по сравнению с 2017 годом. Несмотря на наблюдаемый восстановительный рост, потребление продуктов питания пока на 11% отстает от показателей докризисного периода. Развитие рынка сдерживает ситуация с доходами россиян, которые в течение последних 4 лет непрерывно сокращались.
Данные о динамике оборота розничной торговли продуктами питания в 2010-2018 гг. приведены на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика оборота розничной торговли продуктами питания в 2010-2018 гг.
Как для ретейлеров, так и для производителей, бизнес по продаже кулинарии является способом увеличения маржинальности и расширения аудитории покупателей. Данные доводы и спрос на готовую еду сегодня привлекают внимание все большего числа новых игроков. В «Азбуке вкуса» ежегодный рост продаж в категориях ready to eat и ready to cook (кулинария и готовая еда) составляет 35%. В Х5 Retail Group также подтвердили тренд роста продаж готовой еды. В частности, в сети супермаркетов «Перекресток» ассортимент готовой продукции доходит до 180 наименований. В прошлом году объем продаж этой категории в натуральном выражении вырос более чем на 20%. Драйверами роста выступали fast food, сезонные легкие салаты и специальные предложения (завтрак, гриль и др.). В «Ленте» за 2018 год общий прирост продаж готовой еды и полуфабрикатов собственного производства превысил 10%, наибольший рост показали товары быстрого питания, горячие и холодные напитки собственного производства [8].
Проведем оценку рынков сбыта с использованием таблицы 3.