Гендерные двоичные оппозиции, присутствующие в сознании общества и в медийной сфере, несколько отличаются. Систему бинарных оппозиций базируется на представлениях о маскулинности и фемининности: сила – слабость; активность, импульсивность – пассивность, статичность; порядок – хаос; власть – подчинение; логичность – интуитивность; инструментальность – экспрессивность; сознательность – бессознательность; абстрактность – конкретность; индивидуальность, независимость – коллективность, близость.
Довольно часто традиционным гендерным стереотипом преувеличиваются полоролевые различия, не являющиеся устойчивой личностной характеристикой. Общество находится под давлением культурных норм, устанавливающие, чем обязаны заниматься мужчины, а чем женщины.
Накопление однозначно эмоционально окрашенных стереотипов приводит к нежелательным социально-психологическим эффектам, отношению к действительности, к отсутствию конкретного содержания в представлениях о жизни, к отчуждению. Стереотипы мужественности и женственности формируют поведение людей, и также указывают им определённые нормы поведения, которые зависят от их биологического пола, определенных психологических качества, рода занятий, профессии и многого другого.
Функционирование гендерных стереотипов в телевидении обладает уникальной способностью трансформации базовых представлений о природе социальной реальности. Телевизионные модели поведения мужчин и женщин кажется реальными, а людям доступна возможность выбрать. Исследования в этой области показывают, что средствами массовой информации оказывается мощное влияние на формирование гендерно-ролевой социализации.
На сегодняшний день активно выпускаются фильмы и сериалы, где женщине отдают активную доминирующую социальную роль, способную быть достойной соперницей мужчине. Также важную роль играют на телевидении – реклама. В рекламе женщину показывают стереотипно: тенденция представлять их в роли домохозяек-потребительниц или в качестве кокеток, желающих привлечь внимание мужчин. Мужчин в рекламе показывают, как профессионала, выходящего победителем в борьбе. В это время женщина занимается семейно-домашними делами и ждет своего мужа. Таким образом, реклама показывает зрителям традиционные гендерные стереотипы маскулинности и фемининности.
Значительная позиция индикатора гендерных стереотипов занимается прессу, которая направлена на женскую аудиторию. «Женская» пресса по своей природе многолика и имеет свою спецификой. Можно выделить следующие функции «женской» прессы:
– формировать и отражать потребности и интересы женщины, её личность и образ;
– обсуживать и представлять актуальные проблемы женщин, искать пути их разрешения;
– оказывать помощь женщине в реализации своей социальной роли жены и матери;
– оказывать помощь в поддержании здоровья детей и женщин;
– морально и психологически поддерживать;
– помогать преодолевать негативные и противоречивые проявлений в общественном отношении к женщине;
– укреплять позиции женщины в обществе, призывать участвовать в социальных преобразованиях;
– расширять кругозор;
– помогать развивать эстетический вкус;
– информировать о новинках.
Таким образом, в «женских» журналах публикуются информативные и рекламные материалы, ими оказывается прямое влияние на установки гендерного стереотипа.
Самый активный фактов, формирующий гендерные стереотипы, – это Интернет. В интернете бесчисленное количество сайтов, блогов, имеющих информацию, которая связана маскулинной или фемининной тематикой. Хотелось бы отметить, что информацию, которая подаётся Интернетом, без цензуры, оказывающей существенное влияние на формирование гендерных стереотипов. Интернетом оказывается влияние на формирование определенных гендерных установок. Мужчин представляют, как авантюристов, сильных, властных, честолюбивых, женщин – зависимых, слабых, покорных. С помощью Интернета влияют на формирование ряда представлений, от внешнего вида и стиля до отношения к огромному количеству социальных явлений. Им охватываются все сферы жизни современных мужчин и женщин. Интернет –это презентация влиятельных уроков гендерных отношений.
Деятельность современных масс-медиа и интернета связана с трансляцией гендерных стереотипов, которые соответствуют патриархальной культуре, не способствуя развитию гендерных практик. Были сделаны следующее заключения, базирующиеся на анализе гендерных стереотипов в виртуальной реальности: акцентуация мужчин были направлены на отношения к представителям сильного пола, материальное обеспечение семьи, умение защитить, потребление женской сексуальности; у женщин – эстетизация женской внешности, сексуальный объект, собственная сексуальность, материнство, градация по возрасту, внутренним личным качествам, по цвету волос.
Таким образом, средствами массовой информации оказывается активное влияние на формирование гендерных стереотипов в общественном сознании. Средства массовой информации – это мощный транслятор образов мужчины и женщины. Мужчины как доминантного и властного, женщины – пассивной и эмоциональной. Представляя такие образы, средствами массовой информации создаются идеалы для подражания.
Средства массовой информации выступают в качестве некой общественной лаборатории, проверяющей на прочность старые представления и вырабатывающей новых гендерных стереотипов.
Гендерные стереотипы – это ограниченный фактор в профессиональной и личной жизни индивида, стесняет его свободу, предопределяет определенную оценку его способностям и действиям. Гендерный стереотип трансформируется со временем в связи с изменением статуса и социальной роли женщины в обществе. Анализируя информацию, которая подаётся средствами массовой информации, можно выделить гендерный стереотип модели поведения женщины, как противоречивый.
Гендерные стереотипы есть рецидив патриархального сознания, который долгое время был в СМИ, это явление искажает общественное сознание и не дает должного развития общества в целом. Многовековые традиционные стереотипы устарели, но они присутствуют в нашей жизни. Из этого следует, что очень важно, чтобы СМИ не укрепляли стереотипные образы мужчин и женщин, а наоборот помогли их видоизменять с развитием общественного сознания. В перспективе гендерные стереотипы нуждаются в изменении для преодоления отставания от потребностей современного молодежного общества, которому требуется активная реализация творческого потенциала женщин в различных профессиональных и личных сферах.
Курсовая: Политические обозреватели в современной российской журналистике. Гендерный аспект
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.