Различные авторы выделяют различное количество стадий, которое проходит психолог в процессе профессионального становления, но несомненным является ее динамика от ученичества, зависимости, неуверенности к независимости, уверенности, интеграции. И.Ю. Хамитова определяет следующие стадии профессионального становления психолога-консультанта [88]:
Стадия 1. Возбуждение и тревога
Первая стадия охватывает время от начала обучения до первых попыток выполнения профессиональной задачи. На этой стадии состояние будущего психолога можно охарактеризовать как диффузную тревогу и возбуждение.
Стадия 2. Зависимость и идентификация
Вторая стадия начинается, когда студент начинает практическую работу. На этой стадии состояние студента можно определить, как неуверенность в себе, в своих силах, нехватка знаний.
Стадия 3. Деятельность и зависимость
Эта стадия начинается после нескольких месяцев практической деятельности. На этой стадии проходит динамика от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. На этой стадии важна реакция окружения на профессиональное самоопределение.
Стадия 4. Реальное принятие самостоятельности
Эта стадия начинается с момента занятий самостоятельной практически деятельностью. Теперь студент начинает чувствовать себя профессионалом, он уже из собственного опыта отвечает на текущие вопросы, которые возникают в деятельности. В результате интеграции всех аспектов возникает взаимосвязь между теорией и практикой. Именно теперь студент начинает идентифицироваться со своим наставником.
Стадия 5. Идентичность и независимость
Эта стадия профессионального развития может длиться как несколько лет, так и всю профессиональную жизнь. Характерным для этого периода является уверенность в себе и ясность ситуации. Это стадия, на которой очень часто происходит процесс «застревания»
Стадия 6. Спокойствие и коллегиальность
Основные признаки специалиста на этой стадии — спокойствие, стабильность, коллегиальность со старшими, равными и младшими коллегами. Чувство профессиональной идентичности закрепляется, специалист становится автономным профессионалом. Именно на этой стадии уже не происходит подражание старым моделям, а все больше персонифицируется индивидуальный, собственный стиль деятельности, что позволяет строить определенную систему отношений с людьми, основанную на самоценности и уважении к себе и своему труду. На этой стадии проходит развитие себя как личности и как профессионала.
Таким образом, профессиональное становление психолога происходит в ряд этапов, которые последовательно меняются. Но на этом профессиональное развитие профессиональной не заканчивается.
Согласно классификации И.В Вачкова, профессиональное самосознание личности психолога является важной составляющей компетентности и находит отражение в следующих уровнях [14]:
— Регулятивно прагматичный. На этом уровне личности профессионала характерны ситуационные аспекты самосознания (психолог привязан к определенной ситуации выполнения своей роли);
— Эгоцентрический уровень. Главные факторы данного уровня — выгода, удобство, престиж;
— Стереотипно-зависимый уровень. Согласно этому уровню самосознание определяется кругом ближайшего окружения или людьми, которых они ставят выше себя. На этом уровне люди делятся на «своих», имеющих самоценность, и людей «посторонних», которые не имеют самоценности. Последствиями этого может быть потеря ценностей, и, таким образом, возникновение зависимости от ценностных ориентаций значимого окружения, что в свою очередь, препятствует поиску конструктивных способов преодоления трудностей;
— Субъективно-универсальный уровень. Это более высокий уровень профессионального самосознания. Он проявляется как внутренняя осознанность на создание таких результатов, которые принесут благо другим людям. Такой психолог развивает себя как личность и как профессионала, строя систему отношений с другими на принятии их как самоценности, и такие отношения складываются у него по отношению к себе и своему труду.
Рассмотрим некоторые практические исследования профессионального развития психологов. На страницах издания «Психологическая наука и образование» были опубликованы результаты исследования особенностей профессиональной и личностной идентификации студентов третьего курса Московского государственного психолого-педагогического университета на основе рассмотрения их представлений о своем прошлом, настоящем и будущем, а также их жизненной перспективы. Были выявлены такие проблемы как сложность профессионального самоопределения и нереальные профессиональные установки [7].
Профессор этого же учебного заведения А.А. Марголис в статье «Соотношение подготовки психолога и особенностей профессиональной подготовки» отмечает, что регулярное анкетирование выпускников одного из факультетов университета показывает, что главной проблемой, наряду с низкой заработной платой, является неуверенность выпускников в собственных силах в начале своей самостоятельной деятельности. Выпускник бывает абсолютно не готов к самостоятельной работе в качестве психолога [66].
Решить эту проблему поможет, по мнению А. Марголиса, практически-ориентированный высшее психологическое образование. Подготовка будущего специалиста, готового полноценно и эффективно включиться в профессиональную деятельность, требует не просто увеличение количества часов практики как важного элемента обучения, а переосмысление принципов самой подготовки психологов.
Аналогичное мнение в ходе анкетирования выразили студенты первого и второго курсов Челябинского университета. Среди условий, которые они хотели бы иметь во время учебы, была названа его практическая направленность. А среди качеств, которые должны быть у преподавателя, 46% опрошенных назвали глубокие профессиональные знания [80].
Таким образом, профессиональное становление психологов включает такие составляющие как развитие индивидуальных возможностей и способностей, усвоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, обогащение профессионального опыта за счет личностного вклада, и конечно же развитие личностных качеств. Способствовать личностному и профессиональному становлению психологов, в основе которого лежит ощущение своей идентичности, возможно только опираясь на знания об условиях, особенностях и механизмах ее формирования. Несмотря на наличие определенного количества успешных исследований в этой области, данный вопрос остается открытым для обсуждения и перспектив дальнейших фундаментальных исследований.
Курсовая по психологической диагностике
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.