Современная наука так сложна, что о некоторых ее отраслях уже невозможно рассказать старым популяризаторским способом. И все же потребность в научно-популярных произведениях не только не исчезает, но возрастает. Популяризация науки нужна не только людям, не вовлеченным в сферу научной деятельности, но и самим ученым.
Приведу мнение академика Георгия Константиновича Скрябина. Неоднократно в разговорах с автором он подчеркивал, что журналист, сумевший понять, преломить через себя и образно, интересно рассказать об открытии, заслуживает не меньшей похвалы, чем сам автор открытия. Это, конечно, преувеличение, политес, комплимент собеседнику. Но тем не менее такие комплименты не просто приятно слушать — они обязывают к серьезной работе.
Потребителем (реципиентом) телеинформации является большая группа зрителей, поэтому коммуникатор (отправитель) не может быть в прямом контакте с каждым из них. Иначе говоря, аудитория настолько разнообразна, многочисленна, что будущий состав ее трудно учесть, предвидеть. Сообщение передается мгновенно и сразу же заменяется другим. В связи с этим к каждому кадру предъявляются жесткие требования — все они должны обладать большой информативной емкостью, быть понятны, доступны и убедительны. Специфика зрительного и слухового восприятия требует филигранной шлифовки материала, соблюдения четкой логической последовательности его подачи, предельной простоты и точности формулировок. Только в этом случае реципиент получает и наиболее полно усваивает необходимый объем информации за относительно короткий срок.
Предмет научной популяризации следует отличать от предмета науки. Если предметом науки являются объективные закономерности развития природы и общества, то предметом научной популяризации выступает уже сама наука, с ее выводами об этих закономерностях. Популяризировать науку — значит показывать жизнь науки, ее судьбу, перипетии ее развития; рассказывать, какими путями развивалась созидательная мысль человека, претворенная в величайших научных достижениях, выдающихся отрытиях и изобретениях. Но неправильно и однобоко отделять науку, ее достижения от ученых, творящих эти достижения. Поэтому не только научные знания, но и сами ученые, характеристика их творческой деятельности почти всегда присутствуют в научно-популярных произведениях. Таким образом, популяризатор должен не ограничиваться изложением предмета науки, а говорить также о ее истории, научном поиске, о месте того или иного открытия в обшей картине мира.
Что касается аудитории, то, чтобы добиться максимальной эффективности воздействия на нее, надо принимать во внимание обратную связь. Популяризатор должен учитывать реакцию аудитории и корректировать в соответствии с ней последующую деятельность. Он в значительной степени влияет на конечный результат, так как от его убеждений, ценностных установок, компетентности, мастерства, творческих способностей и интересов зависит выбор не только предмета популяризации, но и системы выразительных средств, формальной и жанровой специфики.
Идея публичности заложена уже в самом названии «научная популяризация». Аудиторию научно-популярной продукции отличает именно массовость. И все же проблема сочетания популярности, с одной стороны, и научности, с другой — существует. Науку можно популяризировать на разных уровнях. Эту мысль образно выразил писатель Д.Данин: «Есть стратегия учебника. Есть стратегия научного текста. Есть стратегия научно-популярного произведения. Три случая научности, и все разные».
В мире господствуют два основополагающих метода популяризации, выдвинутые еще в 50-х годах прошлого столетия зарубежными теоретиками: «актуализм» и «фундаментализм» (иногда его называют «сциентизмом»). Оба метода основаны в большей степени на передаче готовых знаний, в меньшей — на демонстрации авторского отношения к ним.
Курсовая: Научно-популярные программы на федеральном телевидении. Жанрово-тематические особенности.
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.