Таким образом, можно прийти к обоснованному выводу, о том, что государство, в частности муниципальные образования, на основании объективных норм материального права, являются равноправными участниками в правоотношениях приобретения и реализации права собственности, реализуя соответственно собственные субъективные права, при этом прекращение такого права (отчуждение последнего), происходит по специальной процедуре, императивно урегулированной, и которая имеет названия – приватизация.
То есть, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.
Бюджет – как структурный элемент казны
Дальнейшее последовательное развитие продуктивных сил, усовершенствование орудий труда, привело к тому что люди стал производить более чем необходимо для собственного потребления, и обеспечения себя. Таким образом в человеческих отношениях зарождается натуральный обмен, что является прародителем установления текущих экономических связей.
Отдельные семьи (ячейки), начинает вести самостоятельное хозяйство, все более отделяясь от коллективных форм ведения последнего.
Таким образом, закономерно возникает частная собственность.
Следует отметить, что в процессе дальнейшего развития человеческого общества, возникают новые, более модерновые и демократичные по сравнению с прошлым формы государства, такие как республики, с разной формой правления, внедряются в жизнь основные законы таких государств – Конституции, при этом правовые нормы последних содержат более либеральные постулаты касающихся прав и свобод человека, внедряется презумпция невиновности, и т.д.
Отличительной чертой новейшего времени следует обозначить оформление и организация отдельных групп общества в политические партии и общественные организации, с целью отстаивания собственных прав и свобод.
В начале прошлого века, как правило, для обозначения единого лица государства, участвующего в правоотношениях с юридическими и физическими лицами, применялось название фиск (казна), которому поступало выморочное имущество.
Этот же фиск (казна) назывался как сторона в отношениях, связанных с уплатой налогов, в договорах поставки и подряда. С.Н. Братусь, отмечая различие между понятием государства, как фиска (например, при покупке, продаже. — Д. Комягин), и государством как субъектом публичной власти (очевидно, при осуществлении принудительной власти. — Д. Комягин), тем не менее, уточняет, что фиск и государство не являются различными субъектами, но есть стороны одного явления – государства.
Отсутствие учета имущества казны привело бы к искажению бюджетной отчетности, исключило бы возможность контроля и оценки эффективности использования средств казны.
Содержательный анализ действующего правового поля РФ, позволяет утверждать, что основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5).
С точки зрения гражданского законодательства бюджет представляет собой часть казны соответствующего публично-правового образования. Такое положение прямо закреплено в статье 214 ГК РФ, согласно которой средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Итак, несмотря на норму, содержащуюся в ГК РФ, можно сделать вывод, что бюджет не является частью казны, и можно сделать предположение о будущей ревизии норм ГК РФ, касающихся определения и участия в гражданском обороте государственной и муниципальной казны, которая должна стать или публичным имуществом, или субъектом правоотношений.