С учетом временного промежутка или длительности планового периода бюджеты могут подразделяться на краткосрочные или текущие (с плановым периодом, не превышающим одного года) и долгосрочные или перспективные (свыше трех лет). Однако нередко к данным видам бюджета добавляют среднесрочные, раскрываемые во временном отрезке от года до трех.
При классификации бюджета В.Б. Ивашкевич предлагает принимать во внимание признак «способ планирования», который позволяет разделять бюджеты на скользящий и дискретный. Рассмотрим подробно каждый из них.
Так, дискретный бюджет разрабатывается на год с учетом разбивки по кварталам, месяцам. В условиях применения метода непрерывного планирования, «когда к текущему периоду добавляется новый, охватывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения» формируются скользящие бюджеты. В таком случае бюджетный процесс ведется непрерывно.
Кроме того, бюджеты можно рассматривать в разрезе механизма их использования. В этом случае бюджеты бывают: статический и гибкий. В.Б. Ивашкевич, подробно рассматривая статический бюджет, настаивает на том, что он рассчитан на определенное значение деловой активности организации и соответствуют нормальному уровню деятельности организации. Зачастую такой бюджет наиболее плодотворно и эффективно работает в случае стабильных бизнес-процессов внутризаводских служб либо в тех подразделениях, чья работа напрямую не зависит от объема продаж. В частности, речь может идти о структурных единицах административного управления. Кроме того, статические бюджеты рекомендуются применять для расчета специальных программ, например, для рекламной деятельности.
В отношении гибкого бюджета, следует говорить о том, что он составляется для нескольких уровней деловой активности, то есть ориентирован на конкретный его диапазон. Как следствие, им могут быть предусмотрены несколько альтернативных вариантов объема продаж или какие-либо другие показатели. Таким образом, он чаще эффективен при изменении условий финансового хозяйствования. Следует отметить, что гибкий бюджет основывается на реальной ситуации и представляет собой достаточно эффективный механизм при изменении основных параметров деятельности в сравнительно узком временном отрезке. К примеру, он более всего подходит для ситуаций, связанных с разнообразными бизнес-процессами и непредсказуемыми изменениями. Кроме того, в рамках планирования он необходим для выбора оптимального объема продаж и производства, а при анализе – для оценки фактических результатов в конкретном диапазоне.
Важно сказать, что на основании механизмов использования бюджетов, В.Б. Ивашкевич выделяет еще ряд специальных бюджетов, основными из которых являются:
дополнительный бюджет, который предусматривает финансирование мероприятий, не включенных в бюджет;
приростной бюджет, формируемый путем простой индексации (в процентах или денежной оценке) предыдущего бюджета без пересмотра его основ;
добавочный бюджет, который анализирует бюджеты предыдущих лет и корректирует их под текущие параметры, такие как инфляция, изменения в штате, структуре организации;
модифицированный бюджет, который используется в случаях проектирования продаж на необычно высоком уровне;
стратегический бюджет, который интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля и разрабатывается, как правило, на достаточно длительный период, от трех до десяти лет;
пооперационные бюджеты и бюджетирование, которые предполагают расчет ожидаемых затрат на выполнение отдельных функций и работ.
Рекомендуется классифицировать бюджеты в зависимости от поставленных целей и задач.
О.Д. Каверина классифицирует виды бюджетов на текущие и стратегические. В составе текущих она предлагает включать тактические и оперативные, но характеристики их при этом не уточняет. Хотя по названиям можно определить их функции. Также О.Д. Каверина относит к ним и генеральный бюджет, который включает «взаимосвязанную систему операционных, финансовых бюджетов и бюджет инвестиций».
Обобщив мнение различных авторов по поводу классификации видов бюджета, можно сказать, что в целом совокупность разных бюджетов образует отдельные целостные перенастраиваемые системы, каждая из которых соответствует определенному ровню использования ресурсов и получения финансовой прибыли.
Отметим также, что главным недостатком классификаций, представленных в экономической литературе, является отсутствие системности в подходах и выделении конкретных признаков. На наш взгляд, все многообразие бюджетов необходимо правильно сгруппировать по ряду потенциально возможных на практике свойств, которые определяют специфику деятельности конкретной организации.
Курсовая экономика и управление на предприятии
- Юлия Некрасова
- Эконометрика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Юлия Некрасова
Мне 29, я закончила РГУНГ, факультет автоматики и вычислительной техники. Несмотря на то, что по специальности работаю только пять лет, с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. Помимо основной работы я подрабатываю на сайте «Диплом777» и беру заказы по написанию рефераты, контрольных, курсовых. Также решаю задачи по экономико-математическому моделированию. Нравится сотрудничество с вашей компанией.