Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Курсовая: Анализ правового статуса Конституционного Суда РФ

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Комитет профункционировал менее двух лет. С самого начала в его юрисдикции были ограничения, а сфера его действия очень сузили в результате протестов со стороны республик. Несмотря на эти ограничения новый институт привлекал к себе значительное внимание как в Союзе, так и за рубежом. Данный институт заслуживает высокой оценки за свои решения относительно защиты индивидуальных и политических прав. Среди существенных решений в этой области следует отметить, что благодаря Комитету была прекращена практика издания секретных законодательных актов, которые влияли на права граждан; появилось постановление об ограничении свободы передвижения и выбора места жительства, которые вытекают из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; был отменён указ президента СССР, который запрещал проведение демонстраций в центре Москвы, потому что противоречил Конституции; было признано, что принудительно лечение лиц, которые страдают алкоголизмом и наркоманией, нарушает Конституцию и международные соглашения о правах человека. Комитет также установил, что министерские постановления, которые ограничивают ответственность министерств за выпуск нестандартной продукции, нарушали права потребителей [11].
В то же время некоторые решения Комитета, в особенности, которые касаются взаимоотношений среди республик и центром, не были встречены с энтузиазмом. Так, когда в РСФСР приняли закон, который запрещал руководителям государственных органов одновременно руководить и общественными организациями, президент М.С. Горбачев попросил Комитет рассмотреть данный закон с точки зрения его конституционности. Очевидно, что закон ставил целью предотвратить одновременное пребывание на важных государственных постах лидеров КПСС. Комитетом было постановлено, что данный закон нарушал конституционные права государственных служащих и членов общественных организаций.
Ввергнутый в водоворот чрезвычайно важных вопросов, которые связаны с попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, которые стремились к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно наносило урон по его репутации в определенных кругах. Но, принимая во внимание условия того времени, излишним было ожидать, что Комитет будет действовать по-другому. Ведь Конституция СССР не была отменена.
Дальнейшая критика Комитета конституционного надзора фокусировалась на недостатках в тщательном обосновании мнений и том факте, что некоторые решения Комитета в сущности оставались нерешёнными и, конечно же, попытка Комитета продемонстрировать свою нейтральность потерпела крах, когда его членами было высказано по важным политическим вопросам за пределами Комитета. В итоге члены Комитета не сумели занять прочную позицию в заявлении от 19 августа 1991 года
Между тем ценным был тот факт, что Комитет конституционного надзора являлся первой попыткой создать учреждение подобного рода после семидесяти лет постоянного внушения, что независимый орган конституционного контроля не только не был необходим, но даже представлял бы собой реальную угрозу принципам Советской системы.
Несколько проектов договоров о создании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда как преемника Комитета конституционного надзора. Этот вопрос приобрел дискуссионный характер, но еще до развала Союза ССР и РСФСР было принято решение о создании в РСФСР своего Конституционного Суда.
Правовой базой организации и деятельности Конституционного Суда послужило небольшое конституционное положение, принятое в виде поправки к Конституции от 15 декабря 1990 года и достаточно подробный Закон о Конституционном Суде от 12 июля 1991 года, который содержал восьдесят девять статей [12].
Этот закон не был образцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержит ряд действительно важных положений, которые регламентируют внутренний распорядок и организацию деятельности суда. В это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представлены настолько очевидно, что не нуждались в законодательном закреплении, к примеру, положение о том, что все расходы суда покрываются из республиканского бюджета, что свидетельствовало об отсутствии у авторов его проекта опыта в создании актов подобного рода, хотя более вероятно, что это сделано с целью предусмотреть и преодолеть возможные попытки ослабить контроль Конституционного Суда.
Начало деятельности Конституционного суда не было стремительным. В августе 1991 года избрали тринадцать из пятнадцати судей. На съезде не смогли прийти к единому мнению относительно двух кандидатов, которые остались; их должны были избрать во время следующего Съезда. В течение двух лет две вакансии так и оставались свободными. Однако закон позвол суду начать работу при наличии двух третьих его состава, и в конце августа 1991 года, спустя год после принятия поправки к Конституции, которая провозгласила создание Конституционного суда, тринадцать судей принесли присягу и избрали В.Д. Зорькина своим председателем.
Деятельность Конституционного суда в восприятии ее как российской, так и американской общественностью во многом проходила через призму «дела КПСС». Кроме дела коммунистической партии, самой значительной акцией Конституционного Суда несомненно было решение, которое давало отрицательную правовую оценку некоторым действиям президента Б. Ельцина. В своем первом решении, в январе 1992г., судом был провозглашён неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Суд заявил, что этот указ нарушает принцип разделения властей, так как у исполнительной власти нет прав на создание министерства или реорганизацию исполнительных структур государства. Во второй половине 1992 года Конституционный суд рассмотрел дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Это «дело века» получило подробное освещение как в национальных, так и в международных средствах массовой информации [13].
24 декабря 1993 году Указом Президента РФ N 2288 Закон от 12 июля 1991 года отменили, и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 года этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом Российской Федерации стал федеральным конституционным законом, в котором решались все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из ста пятнадцати статей, переходных положений и положений, которые касались вступления закона в силу.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.