В 1805-1808 годах творили писатели Людвиг фон Арним, Клеменс Брентано, братья Яков и Вильгельм Гримм. Свои эстетические воззрения они излагали в «Газете для отшельников», которая издавалась Арнимом. В центре внимания гейдельбергских романтиков оказывается проблема историзма, взгляд на историю как на динамический процесс. Главное внимание романтики сосредотачивают на анализе судьбы Германии, ее вкладе в общемировую историю, ее месте в мировом пространстве. Их волновала проблема народности, пробуждения национального самосознания и его воплощения в искусстве [5].
В творчестве гейдельбергских романтиков часто встречается обращение к фольклору, изучению национальных песен. С 1805 по 1808 годы Арним и Брентано выпускают три книги немецких народных песен под названием «Волшебный рог мальчика» – подлинную сокровищницу немецкого народного творчества, уникальную и по объему, и по жанровому разнообразию. Эта книга способствовала пробуждению духовного самосознания нации. Наряду с тенденциозно подобранными религиозными духовными песнями XVI—XVII вв. (среди них — псалмы Лютера, католическая песня Якоба Бальде и Фридриха Шпее) в сборнике представлены песни, выражающие любовь народа к своему отечеству, солдатские песни и песни социального протеста, в которых воплощена вековая ненависть простого люда к угнетателям: феодалам и церковникам. Многие песни носят балладный характер, их герои — благородные разбойники наподобие Робина Гуда, защитники бедняков и поборники справедливости. Замечательны любовные народные песни, подлинные в своей безыскусности и отмеченные глубиной чувства [7].
С 1812 по 1815 годы братья Гримм издают сборник немецких народных сказок «Детские и домашние сказки». Этот сборник имел мировое значение.
Гейдельбергские романтики по-новому осмысляют проблему двоемирия. Эстетика двоемирия основана на противопоставлении истории и духа нации, противопоставлении исторического быта и духовного бытия. История народа материальна, изменчива, дух же нации вечен, бесконечен, идеален. Так формируется оппозиция «история нации – душа нации», историческое пространство культуры – духовное пространство культуры. На смену индивидуальной личности приходит коллективная личность, родовой человек, который растворяется в нации, коллективе. Он подчиняется надличностному началу. Именно нация становится главной конструктивной силой. Нация становится субъектом творчества [1].
Людвиг фон Арним (1781-1831) – идейный вдохновитель гейдельбергского кружка немецких романтиков, культивировавшего возврат к народным истокам как единственную альтернативу нарождающейся в Германии буржуазности. Вошел в литературу как прозаик, поэт, драматург. Самобытность национальной культуры мыслится писателем лишь в неразрывной связи с феодальным порядком, с «честностью» и «простотой» патриархальных нравов, с лицемерной «идиллией» крепостного крестьянского труда. Об упадке этих ценностей — два наиболее известных романа Арнима: «Бедность, богатство, преступление и искупление графини Долорес» (1810) и отмеченный влиянием Вальтера Скотта большой исторический роман из XVI столетия «Хранители короны» (1817; вторая часть издана посмертно в 1854 г.). С утопизмом ранних иенских романтиков Арним сознательно полемизировал, их исторический оптимизм был ему непонятен, на современность он смотрел неприязненным и скептическим взглядом, почти злорадно подмечая в ней несообразности и уродства, живоописаниями которых увлекался. Гармонические идеалы Ренессанса были ему чужды, он чтил барокко с его поэтикой кричащих контрастов и принципиальных диспропорций, по-своему тяготел и к бытовому реализму, к точности локального и национального колорита [9].
Лучшее произведение Арнима, повесть «Изабелла Египетская, первая любовь императора Карла V» (1812), поражает именно сочетанием точности исторических деталей (повествование стилизовано под историческую хронику) и жутковатой фантастики, использующей образы городского фольклора. Как художнику Арниму вредит внутренний догматизм, нежелание исследовать современную жизнь, он довольствуется констатацией ее несовершенств и мрачным намеком на источники этих несовершенств. Он утверждает, что все зло в золоте, в продажности, но сам же говорит о бесполезности поучения.
Курсовая
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.