Бюджетный дефицит, как известно, возникает в результате негативных проявлений в политической и экономической жизни государства и способен усиливать их в случаях, когда он превышает показатели, установленные мировым опытом, в пределах которых бюджетный дефицит может находиться в цивилизованном обществе. Это значит, что в цивилизованном обществе он допустим и, при слаженном управлении, способен стимулировать толчок в развитии экономики вследствие управляемости процессами. Допустимый уровень дефицита определяют по отношению к валовому национальному продукту, валовому внутреннему продукту или утверждённым бюджетным затратам, в то же время он не будет постоянным и на него оказывают воздействие различные факторы, влияющие на развитие экономики (инфляционные процессы). [8, с. 201]
Федеральный закон утверждает дефицит бюджета на плановый период и очередной финансовый год, определяя его как разницу между общими объёмами расходов и доходов федерального бюджета на плановый период. Если показатель дефицита бюджета не превышает 3% от ВВП, тогда имеются реальные возможности его преодоления. В таком случае дефицит называют временным. Если размер дефицита бюджета достигает 10%, его определяют, как допустимый, а при значениях свыше 20% считают критическим. [2]
Российское законодательство допускает наличие в бюджетах разных уровней определённого размера дефицита, при котором вмешательство государства в регулирование бюджета не требуется и такое состояние не считается опасным. Так, величина дефицита федерального бюджета не должна быть выше суммарного объёма бюджетных инвестиций и выдач на обслуживание федерального государственного долга.
В случае если дефицит бюджета составляет не более 3% ВВП, то есть возможность его преодоления, такой дефицит называется временным. Если дефицит бюджета не превышает 10%, его называют допустимым дефицитом, а если достигает более 20 % – критический дефицит.
В законодательстве Российской Федерации допустимо наличие определенного размера дефицита бюджетов различных уровней, при котором не требуется вмешательства государства в его регулирование. Допустимый размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ, размер регионального дефицита не может превышать 15 %, а размер дефицита местного бюджета – 10%. [9, с. 114]
Таким образом, бюджетный дефицит играет ключевую роль в процессах, разрушающих экономику страны, если не контролировать данную ситуацию.
Следует заметить, что существует множество способов покрытия дефицита бюджета, основными из которых являются (рис. 5):
увеличение налогообложения
монетизация бюджетного дефицита
долговое финансирование
Способы покрытия бюджетного дефицита
увеличение налогообложения
монетизация бюджетного дефицита
долговое финансирование
Способы покрытия бюджетного дефицита
Курс
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.