Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Культурная» холодная война- отражение конфронтации двух сверхдержав в масс-культуре

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Периодические издания, как средство формирования и поддержки «образа врага» в США и СССР в годы холодной войны, требуют специального, более детального изучения. Как уже отмечалось, некоторые ученые уже исследовали отдельные аспекты формирования негативного образа противоположной государства в печати в годы американо-советского противостояния. В частности, американские исследователи М. Эбон, Т.Ф. Ремингтон, А. Роксбург осветили роль советских периодических изданий, уделив особое внимание газете «Правда» как одному из самых влиятельных средств формирования стереотипов в сознании советского общества. Российские исследователи, среди которых А.С. Белоконева, Н.М. Бонцевич, А.Л. Ситникова, посвятили внимание изучению формирования образа страны-соперника в США и СССР именно в первые годы конфронтации. Учитывая имеющиеся исследования является то, что период 1946-1979 гг. Не является в центре нашего исследования, отметим лишь определенных аспектах распространение «образа врага» с помощью периодических изданий в означенный период.
В США в разных штатах выдавались различные периодические издания, однако существовали также и наиболее тиражируемые газеты, которые публиковались в г.. Вашингтоне и м. Нью-Йорке. В частности, следует отметить газеты «The Washington Post», «The New York Times», «The Wall Street Journal». В этих периодических изданиях много внимания уделялось международным отношениям, биполярном противостоянию. Соответственно, именно они играли важную роль в формировании «образа врага». В американской прессе по отношению к СССР часто использовались такие выражения как «путь к деспотизму», «тоталитаризм», «агрессивная политика».
В СССР наиболее влиятельными и тиражируемыми были центральные газеты, а именно «Правда», «Известия», «Труд». Освещая информацию о США, советские авторы акцентировали внимание на негативных чертах противоположной государства. В частности, во многих публикациях отмечалось на антидемократичности США, где представители власти не занимаются положением, условиями жизни своего народа, уровнем их культурного развития.
Составной негативного образа США в советской прессе была характеристика их культуры как той, что приходит в упадок. Одной из характерных черт «образа врага» на страницах советских периодических изданий было обвинение лидеров США и других капиталистических стран в разжигании новой войны. Ярким примером может служить статья А. Косыгина «Нашими успехами мы обязаны товарищу Сталину», вышедшая в газете «Правда» от 21 декабря 1949 г. Само построение высказываний в указанной статье иллюстрирует основные подходы, которые использовались при характеристике западных стран: «Полные ненависти к Советскому Союзу и дела мира бросаются разжигатель новой войны — всевозможные« Черчилле »и всевозможные социал-лакеи в поисках пушечного мяса для новой войны».
В целом, обзор периодических изданий США и СССР в годы Холодной войны позволяет выявить, что для обеих стран общим был исторический фон изображения «образа врага», а именно: постоянная военная угроза и расширения сферы влияния противоположной сверхдержавы на другие страны.
Важным средством визуализации «образа врага» в американо-советских отношениях в годы Холодной войны были карикатуры, массово публиковались в печати. С одной стороны советская карикатура отличалась большой эмоциональностью, заидеологизированность. А с другой стороны она была настолько обыденным явлением, что люди воспринимали ее не как пропаганду, а как средство развлечения, определенную игрушку, которая, тем не менее, массово влияла на подсознание советских граждан. В силу распространенности и влияния карикатуры как средства формирования «образа врага» в США и СССР в годы глобальной конфронтации, они требуют отдельного изучения.
Впрочем, стоит напомнить о том, что отдельные исследователи, в частности Ж. Станке, Ф. Шклярук, А.А. Костерева, Н.И. Николаева, уже обратили внимание в своих исследованиях на роль карикатуры в распространении негативной информации о противоположной сверхдержавы в годы американо-советского противостояния.
В советских карикатурах это была пометка «US»; символический персонаж «дядя Сэм», который воплощал образ США; его наряд, расцвеченные в цвета американского флага, а также изображения звезд и полос. Американские карикатуристы часто демонстрировали главный государственный эмблему СССР — серп и молот, Кремль. Одним из широко используемых методов было отождествление противоположной сверхдержавы с представителями животного мира: так, Советский Союз в американских карикатурах изображался в виде медведя, а Соединенные Штаты в советских — в виде орла. Также, карикатуристы СССР и США прибегали к изображению различных видов военного оружия, особенно ракет. Итак, определенные устоявшиеся символы использовались карикатуристами при изображении противоположной сверхдержавы, помогали создавать и распространять в общественном сознании образ страны-соперника в качестве основного внешнего врага.
Важным средством формирования «образа врага» в сверхдержавах в годы Холодной войны была система образования. Особую роль при этом играли учебные и учебно-методические издания. Нами взято лишь несколько учебников, но даже их поверхностный обзор дает определенное представление о «образ врага» в американо-советских отношениях в годы Холодной войны. Эта проблема еще не подробно исследованной историками, поэтому она нуждается отдельного изучения. Мы отметим лишь некоторые особенности освещения информации о противоположной сверхдержавы в учебниках по истории и методической литературе лет Холодной войны.

Picture of Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.