Нефритовый император стал верховным даосским богом после того, как один из императоров династии Сун заявил, что находится с ним в непосредственной духовной связи. Нефритовый император живет в небесном дворце, порядок в котором очень похож на систему государственных ведомств. Стоя во главе этой системы, Нефритовый император, однако, не принимает личного участия в делах: всю работу выполняют подчиненные ему божества.
Китайцы верили, что все сущее основано на взаимодействии двух противоположных сил – Инь и Ян. Инь – это женское начало, Ян – мужское. На даосском символе «Инь-Ян» энергию Инь обозначает темная часть круга, а энергию Ян – светлая. Некогда эти две силы соединились и породили великана Паньгу» из тела которого впоследствии образовался весь мир.
Источники, дающие материал по мифологии, разнородны по своему характеру и несут на себе влияние различных философских учений. В энциклопедии «Мифы народов мира» китайская мифология характеризуется как совокупность нескольких философских систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Они носят фрагментарный характер и часто представляют собой упоминание мифического характера в каком-либо сочинении. «Нет ни одного оригинального текста, в котором бы воспроизводились мифологические сюжеты в целостном виде».
В соответствии с предложенной М.Е. Кравцовой типологией, принятой в современных типологических исследованиях, китайские мифы могут быть представлены следующим образом:
— космогонические мифы – представляют собой мифы о сотворении мира и его конце, о происхождении человека и человеческого общества;
— героические мифы – повествуют о легендарных правителях и героях Поднебесной;
— солярные мифы – имеют в своей основе идею мирового древа и связаны с солярным древом (Фусан);
— лунарные мифы – рассказывают о богине Чан-э, родившей двенадцать дочерей;
— астральные мифы – принадлежит миф о Небесной Ткачихе и Юноше-пастухе.
Мир, описанный в древнекитайских мифах, наполнен чудесными, удивительными созданиями. Из всех мифологических существ наибольшей популярностью пользуется дракон «Лун». «Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши – на коровьи, под пастью растут длинные усы, туловище походит на тело змеи, покрытое чешуёй, четыре тигровые лапы имеют орлиные когти». Дракон обладает способностью к перевоплощению, он мог бегать, плавать, летать. В средневековом Китае дракон был символом императора, его изображали на троне, на халате государя. По традиционным представлениям, дракон символизирует счастье, ибо только он мог избавить народ от засухи и наводнения. Примерно так же, как дракон выделялся среди зверей, из птиц выделялся феникс. Спереди феникс напоминал лебедя, со спины он похож на единорога-цилиня. У него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв. Он считался символом императора, но чаще императрицы.
В числе четырех священных животных, издавна почитавшихся китайцами, были единороги – цилинь и черепаха. Единорог – цилинь символизировал мир и процветание и обычно возвещал о рождении мудреца. Великая черепаха стала символом долголетия, силы и выносливости.
Среди других животных главным был тигр. Он был грозой демонов, на лбу его часто изображали иероглиф «ван» – царь. Его клыки, изящно обрамлённые в серебро, служили ценным амулетом, а истолченные в порошок когти тигра избавляли от многих болезней.
Мистическими свойствами обладал кот, которого считали покровителем шелководства. Его способность видеть в темноте воспринималась как доказательство умения общаться с демонами. Важным объектом почитания был петух. Он рассматривался как символ Солнца, как защитник от огня и пожара.
Особое место занимали лисы. Культ лисы был необычайно распространен в Китае. Начало его уходит в глубокую древность. Поскольку лисьи норы нередко бывали по соседству с могилами, лис считали мистическим воплощением души мертвых. Встреча с лисой, как правило, плохо заканчивалась для человека, поддаться «лисьим чарам» было опасно, тем более, что лиса часто перевоплощалась в обольстительную женщину.
Объектом культа и ритуальных почитаний были и многие растения. Считалось, что если срубить столетние деревья, из них потечет кровь. Из деревьев наиболее почитаемыми были сосна, символ долголетия, слива, способная изгонять злых духов, гранат, символизирующий обильное потомство. Особенно почиталось персиковое дерево и его плоды. Персик стал одним из главных символов бессмертия: нередко на картинах божество долголетия предстаёт с персиком в руках.
К концу I тысячелетия в Китае происходит все большее сближение различных мифологических систем. Персонажи китайской мифологии выступают как реальные герои, им посвящаются праздники и отмечаются их дни рождения. Древние мифологические преставления оказали большое влияние на весь уклад жизни Китая.
Культура древнего китая
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.