Взгляды ученых на возникновение возрастных кризисов разные. Ряд исследователей считают их нормальным явлением, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью решения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. С. Выготский). Другие видят в кризисах девиантный проявление (С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) []. Наше исследование базируется скорее на первой точке зрения, поскольку мы считаем возрастные кризисы необходимыми и закономерными этапами развития, которые могут быть связаны с негативными проявлениями и последствиями.
Во время такого кризиса личность как открытая система становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неадекватно сильными реакциями, может привести к непрогнозируемым эффектам. Л.С. Выготский [], определяя возрастные кризисы как целостные изменения личности ребенка при изменении стабильных периодов, оговаривал их возникновения появлением новообразований, которые разрушают старую ситуацию развития и способствуют появлению новой. К основным признакам кризиса он относил появление в поведении детей упрямства, негативизма, конфликтности, трудновоспитуемости и тому подобное. Такие же признаки, только на другом уровне проявления, определяют, по нашему мнению, и кризисы развития в более поздние возрастные периоды.
Форма, длительность и острота кризиса значительно отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека, социальных и макросоциальных условий. Но каждый возрастной кризис является временем максимального обострения всех проблем, которые имеет человек. Степень отклонения от нормы психофизических параметров становится максимальной. Кроме резкого изменения интенсивности признаков, на фоне кризиса отмечается повышение неустойчивости личности. Характерным для этого периода является также явление диссоциации. Д.Б. Эльконин отмечает также снижение в условиях кризиса интеллектуальных показателей и коммуникативности до уровня прекращения социальных контактов, но повышение эмоциональных (что приводит к агрессивности, чувствительности, резким перепадам настроения и т.д.) [].
Р.А. Ахмеров [] ввел в возрастную психологию понятие биографических кризисов как такую особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непроизводительности своего жизненного пути. Источником таких кризисов, по мнению этого автора, является неоптимальная жизненная программа личности, автором которой он сам и является. Риск биографических кризисов выше, когда человек рациональный и стратегический, а также уверен в достоверности событий. Также Р.А. Ахмеров выделяет три типа биографических кризисов:
кризис нереализованности возникает тогда, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет связи между событиями собственной жизни. Тогда возникает ощущение, что «жизнь не удалась», «не повезло» и другие. Человек не видит или недооценивает своих достижений и успехов, не видит в собственном прошлом полезных с точки зрения настоящего или будущего важных событий. Одной из причин такого кризиса является новая социальная среда, в которую попал человек и которая является для нее достаточно важной, но в какой его прошлый опыт не является ценностью;
кризис опустошение возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого к настоящему и будущему. Несмотря на то, что человек осознает наличие у себя важных, значительных достижений, в ней доминирует переживания, она уже исчерпала себя, что она «прочитанная книга», что у нее нет значительных привлекательных целей в будущем. Возможными причинами такого состояния может быть некоторая усталость после долгого периода самоотверженного труда, а также резкое изменение социальной или жизненной ситуации, когда у человека возникает ощущение непредсказуемости будущего, когда не понятно, к каким целям необходимо и можно двигаться;
кризис бесперспективности возникает, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем. И дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего, оно может быть очень конкретным, а в переживаниях, которые можно определить фразой «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и ценные личностные качества, но он имеет затруднения в построении жизненных программ, не видит путей самореализации в новых возможных ролях.
Подводя итоги всего выше изложенного можно сделать выводы о том, что возрастные кризисы – это переходные периоды между возрастными этапами, которые неизбежно переживается человеком по завершении определенного периода развития. Кризисы обусловлены физиологическими сдвигами в организме, морфофункциональными перестройками, а также системными преобразованиями в сфере социальных отношений, сознания и деятельности. Их также называют нормативным, поскольку они сопровождают человека в течение жизни, закономерны и не связаны с неожиданными событиями и действиями. Но это не умаляет их негативного влияния на жизнь человека и не уменьшает необходимости их изучения и анализа ситуаций их преодоления.
Кризисы юношеского возраста и ситуации их преодоления.
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.