В числе бывших крепостных – известный архитектор Андрей Воронихин, ставший создателем Казанского собора в Санкт-Петербурге, художники-портретисты Орест Кипренский и Василий Тропинин, основатель реалистической школы в русском актерском искусстве Михаил Щепкин, певица и актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова. Все они внесли неоценимый вклад в историю русской культуры.
1.2. Крепостной балет как явление русской культуры
В 1785 году была опубликована «Жалованная грамота дворянству», узаконившая дворянство в качестве господствующего в государстве класса. После этого разбогатевшие дворяне стали стремиться к тому, чтобы превратить свои поместья едва ли не в королевские владения, своего рода «государство в государстве». В связи с этим в России возникает такое явление, как крепостной театр. Его расцвет пришелся на конец ХVIII века.
Как указывает В. Красовская, «знатные вельможи создавали театры для демонстрации своего богатства, для утверждения своей власти и власти поддерживающей их монархии. Для помещиков средней руки, живших в глуши, театр был средством увеселения. При всем том в театре создавалась прослойка крепостной интеллигенции, много сделавшая для отечественного искусства и просвещения» [9, с. 68].
Балет, наряду с оперой, был одним из наиболее распространенных жанров крепостного театра. Это объяснялось тем, что музыкальные спектакли требовали пышных декораций и костюмов, позволяя владельцу театра продемонстрировать свое богатство. По словам В. Красовской, «вельможи щеголяли тем, что могли содержать многочисленные оркестры и хоры, вымуштрованные массы кордебалета, а с ними и искусных солистов. Они похвалялись совершенством сценических эффектов, великолепием декоративной живописи, блеском костюмов» [9, с. 68].
Владельцами крепостных театров были не только московские и петербургские вельможи, но и помещики из провинции. Крепостные театры были также на Украине и в Белоруссии.
Были и другие причины популярности балетного жанра на крепостной сцене. Большинство деревенских девушек и парней были с детства обучены искусству народной пляски, их природная грация позволяла органично перейти к балету. Впрочем, сценический танец первоначально мало отличался от народной пляски. Как пишет В. Красовская, «становясь уже заправскими «дансерками», танцовщицы крепостного балета бережно передавали друг другу традицию национальной пляски» [10, с. 70]. Это происходило потому, что, даже попав в помещичью танцевальную школу, девушки оставались близки к крестьянской среде с народными песнями и плясками. Случалось, что они совсем не отрывались от этой среды, помимо выступлений на сцене, выполняя все крестьянские полевые работы. От других крепостных они отличались лишь тем, что их накрученные на папильотки волосы прикрывала широкополая шляпа, а руки защищали от мозолей лайковые перчатки.
Если богатые дворяне содержали собственные балетные школы, куда приглашали в качестве педагогов лучших артистов Императорских театров, то помещики среднего достатка направляли крепостных танцовщиков в Петербургское балетное училище, в школу театра Меддокса, а иногда – за границу. Стоит заметить, что судьбы крепостных талантов от этого становились еще трагичнее. Как пишет историк балета Ю.А. Бахрушин, «порой такой исполнитель возвращался на родину увенчанный европейской славой и попадал в условия рабского состояния, где к мукам физическим прибавлялись нравственные страдания» [2, с. 40].
Балетные спектакли могли разыгрываться на самых разных площадках. Это могли быть великолепно оборудованные сцены роскошных театров или небольшие, но благоустроенные помещения домашних театров. Оригинальностью отличалась балетная сцена в имении Голицыных: «природный каменный грот в парке, где были вырублены ложи для зрителей» [10, с. 69]. На даче Л.А. Нарышкина балетная сцена находилась во внезапно раздвигающейся горе. Орловские помещики Юрасовские приспособили для балетных спектаклей простой манеж. В имении небогатого помещика А.Т. Болотова под театр был приспособлен обычный сарай, в котором сцена и зрительный зал отделялись друг от друга лишь при помощи занавеса.
Достатку помещиков соответствовало и оформление спектаклей. Графы Шереметевы содержали целый штат крепостных художников. Для артистов было сшито множество роскошных костюмов. У помещиков средний руки крепостные художники расписывали задник и кулисы, а также делали несложные декорации. А.Т. Болотов сам расписывал декорации, а его домашние шили пастушеские платья для танцовщиц.
Наиболее организованными и профессиональными были крепостные труппы Шереметева, Потемкина, Зорича, Апраксина и Головкиной [2, с.39]. К началу ХIX века крепостной строй начал постепенно распадаться, помещики разорялись и переходили к более скромному образу жизни, поэтому крепостной театр оказался не нужен. После смерти хозяев некоторых артистов крепостных театров Зорича, Потемкина и Головкиной выкупили или передали в казну. В дальнейшем они вошли в состав балетных трупп императорских театров. Остальные артисты крепостного балета, за исключением шереметевской труппы, были отпущены на оброк и получили возможность танцевать на провинциальных сценах. В первой четверти XIX века крепостной театр прекратил свое существование. Как указывает В.Красовская, «в истории русского сценического искусства, и в частности балета, существование крепостного театра оставило заметный след. …крепостной балетный театр, часто помимо воли его владельцев, … сохранял особую близость к мотивам народного творчества. Это находило свое выражение и в широкой театрализации русской пляски, и в постановке спектаклей на русские темы, и особенно в характере и стиле исполнительства, которое неизменно отличалось живой и глубокой национальной самобытностью» [10, с. 80]. Кроме того, благодаря крепостному балету, с хореографическим искусством могли знакомиться жители самых отдаленных уголков страны.
Информация о русском крепостном балете сохранилась в художественной и мемуарной литературе конца ХIX – начала ХХ века.
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
Расцвет крепостного балета приходится на конец ХVIII века. В этот период многие богатые помещики устраивали в своих владениях роскошные крепостные театры, предназначенные для увеселения и демонстрации своего богатства и власти.
Балет получил широкое распространение на крепостной сцене, поскольку для него требовались пышные декорации и костюмы, позволявшие продемонстрировать богатство владельца. Кроме того, большинство деревенских девушек и парней были с детства обучены искусству народной пляски, и их природная грация позволяла органично перейти к балету. Наиболее организованными и профессиональными были крепостные труппы Шереметева, Потемкина, Зорича, Апраксина и Головкиной.
В первой четверти ХIX века крепостной театр прекратил свое существование.
Крепостной балет в россии
- Людмила Николаев
- Искусство
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.