Остановимся подробнее на этих задачах, которые играют важную роль в федеральном образовательном стандарте. Требования настоящего образовательного стандарта к результатам реализации программы представлены в виде целевых показателей дошкольного образования, которые выражаются в социально-нормативных возрастных характеристиках примерных достижений ребенка, к окончанию обучения в дошкольном образовательном учреждении. Федеральный стандарт устанавливает, что в Российской Федерации не предусмотрена возможность вменения ребенку ответственности за достигнутый результат труда, поэтому нельзя требовать от ребенка дошкольного возраста каких-либо конкретных достижений в образовательной деятельности, это дает возможность создавать результаты освоения образовательной программы в виде просто целевых показателей.
В дошкольном образовании определяются следующие целевые установки, которые соотносятся с социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте [14]:
— ребенок проявляет интерес к окружающему миру, интересуется окружающими предметами и осуществляет манипуляции с ними, в целом у ребенка полностью развита предметно-манипулятивная деятельность ;
— ребенок интересуется действиями своих сверстников, подражает им .
— ребенок интересуется сказками, детскими песнями, с интересом смотрит на картинки, у ребенка возникают положительные эмоциональные реакции на различные виды творческой деятельности ;
— у ребенка достаточно хорошо развита большая моторика, ребенок активно проявляет себя в этой деятельности: беге, прыжках, ползании, лазании [21].
Кроме того, существуют целевые задания, которые рекомендуется осваивать детям на этапе завершения обучения в дошкольном учреждении.:
— ребенок обладает достаточно развитым воображением, которое ребенок активно реализует в различных видах своей деятельности; ребенок владеет игровой деятельностью, в частности, сюжетно-ролевой игрой и развитой игрой с правилами; ребенок понимает социальные правила и нормы социального поведения;
— у ребенка развита не только крупная, но и мелкая моторика, ребенок умеет контролировать собственные движения и умеет ими управлять .
— ребенок способен учитывать не только свои, но и чужие интересы, у ребенка развита эмпатия ;
— ребенок взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх, а также положительно относится к окружающему миру .
— ребенок интересуется тем, что его окружает и даже склонен наблюдать и экспериментировать .
— ребенок имеет базовые знания о себе (ФИО, имена родителей, где работают родители, живет ребенок, сколько ему лет и т. д.).), также имеет базовые знания о природе и обществе, знаком с детскими произведениями искусства, обладает несложными знаниями в таких областях, как математика, родной язык, естествознание и др.
— ребенок способен опираться на свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности [19].
Отдельно хочется сказать о том, почему в ФГОС используется термин целевые показатели, в связи с тем, что в Российской Федерации не предусмотрена какая-либо ответственность дошкольника за результат, поэтому требования к конкретным дошкольным образовательным достижениям нарушаются, следовательно, возникает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых показателей.
Рассмотрим цели в контексте развития речи более подробно. В ФГОС ДО выделены следующие возможные достижения ребенка в раннем возрасте::
— ребенок обладает активной речью, которая включается в общение;
— ребенок умеет обращаться с различными вопросами и просьбами;
— ребенок понимает речь, обращенную к нему взрослыми;
— ребенок знает названия предметов и игрушек [2].
В контексте развития речи в конце дошкольного образования ставятся следующие задачи:
— достаточно высокое владение ребенком устной речью;;
— ребенок умеет выражать свои мысли, просьбы и желания
— ребенок умеет выражать свои мысли и чувства с помощью речи
— ребенок способен построить речевое высказывание в ситуации общения;
— у ребенка начинают формироваться предпосылки для грамотности. Важность этих ориентиров заключается в том, что выработка этих ориентиров приводит ученика к возникновению учебной деятельности, которая является важнейшей деятельностью человека [23].
Анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволил сформулировать следующие выводы:
— ФГОС делают, предлагают, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Кроме того, это позволяет повысить ценность образовательного учреждения и сделать детские сады более независимыми в нашей системе образования.
— В контексте развития речи федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает активное развитие речевых навыков ребенка, прежде всего через общение со сверстниками и свободное общение ребенка. Также речевое развитие предполагает изучение и развитие речи ребенка через общение с родителями, педагогами, логопедами, психологами и даже детьми старшего возраста.
— Культурно-историческая диалектика была использована в качестве основы методологии ФГОС ДО. Это создало один из важнейших принципов нового ФГОС, а именно: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен в первую очередь на развитие знаний, умений и навыков учащихся [12].
КР.Воспитательная образовательная работа с детьми с нарушением речи в условиях дошкольного учреждения/56фа
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.