Вместе с тем практика отличается от нормативно установленной модели. Анализ нормативно-правовых актов, на основании которых осуществляется региональный контроль, показывает, что в основном регулирование осуществляется федеральными актами – как в части установления обязательных требований к подконтрольным субъектам, так и к порядку осуществления контроля.
Имеют место случаи, когда региональное регулирование исчерпывается только определением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление контрольных полномочий, перечня должностных лиц указанного органа, обладающего полномочиями по проведению проверок, и составов административных правонарушений, к ответственности за которые могут быть привлечены граждане и организации по результатам данного вида контроля. Примером может служить осуществление государственного контроля в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в Тверской области, который осуществляется на основании 11 федеральных актов (4 федеральных законов, включая Жилищный Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, 6 постановлений Правительства Российской Федерации, 1 ведомственного акта Госстроя России) и 2-х региональных актов (Закона Тверской области «Об административных правонарушениях» от 14 июля 2003 г. № 46-ЗО и постановления Администрации Тверской области «Об утверждении Положения об управлении Государственной жилищной инспекции Тверской области» от 21 августа 2002 г. № 284-па) [16].
В отдельных случаях действуют региональные административные регламенты осуществления контрольных функций, часть из которых практически полностью воспроизводит положения Закона № 294-ФЗ.
Основы регионального контроля регламентированы, как того требует Закон № 184-ФЗ, в федеральных законах. В отдельных случаях развитие положений законов осуществляется в постановлениях Правительства Российской Федерации [14].
Анализируя указанные подзаконные акты, можно выделить две присущие им основные проблемы.
Во-первых, можно отметить случаи, когда содержание акта Правительства фактически устарело. Примером может служить постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации». Оно предусматривает существование 2-х уровневой системы органов государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, включающей:
— главную государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
— государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.
Поскольку данный вид надзора является собственным полномочием, в настоящее время соответствующая инспекция в составе Минсельхоза России отсутствует. Соответственно, закрепленные за ней нормотворческие и координационные полномочия не осуществляются. Закрепленные в данном постановлении полномочия Минсельхоза России отсутствуют в Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 [12].
Во-вторых, можно выделить случаи, когда закрепленные в законе акты Правительства, регулирующие порядок регионального контроля, не приняты. В качестве примера можно привести государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» осуществление данного вида контроля входит в компетенцию субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 9 статьи 60 указанного закона порядок контроля должен быть определен Правительством Российской Федерации, что до сих пор не сделано [10]. Другой пример – контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения, являющийся частью государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Согласно пункту 4 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» порядок данного контроля должен быть утвержден Правительством Российской Федерации, однако в настоящий момент этого не сделано.
Контрольно-надзорная деятельность субъектов РФ (на примере КЧР либо Адыгеи)
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.