Практические психологи, которые способствуют решению этих проблем в организациях, называются организационными психологами, которые работают с персоналом. Они работают в системе государственной службы, государственных предприятиях и организациях, консалтинговых фирмах, частных компаниях, военных и других учреждениях. В нашей стране практическая психология только начала развиваться в последние годы и говорить о конкретных показателях пока рано, но, на наш взгляд, соотношение в различных отраслях психологии прямо противоположное.
1.3 Принципы и методы исследования в организационной психологии
В работе организационного психолога-практика есть место всем классическим психологическим методам: эксперименту, наблюдению, опросу.
Эксперимент в области организационной психологии. Цель эксперимента — определить влияние какого-либо параметра на действия или поведение исследуемых людей-участников эксперимента. Условия, в которых проводится организационно-психологический эксперимент, называются полевыми экспериментами, так как они проводятся в реальных условиях и с реальными сотрудниками. Это накладывает дополнительные этические требования на работу организационного психолога.
Важно, что реализация результатов экспериментального исследования находится под контролем организационного психолога, которому необходимо сотрудничество с руководителями и сотрудниками, понимающими, чем вызваны нововведения, появившиеся в результате эксперимента, и субъективную пользу от их внедрения.
Наблюдение в организационной психологии. При изучении поведения людей на работе не всегда возможно использовать экспериментальный метод для этой цели и обеспечить надлежащий контроль переменных. Для этого вы можете наблюдать его в реальных производственных условиях, не манипулируя независимой переменной.
Преимущества этого метода заключаются в том, что наблюдаемые примеры поведения и ситуации, в которых это поведение происходит, типичны и соответствуют тому, что происходит в повседневной жизни.
Долгосрочный мониторинг осуществляется по определенному плану и в определенное время влияет на организационный и психологический мониторинг. Благодаря ему психолог выясняет устойчивые особенности поведения работника и на основании этого принимает решение о методах коррекции или условий труда, или поведения работника (используя обучающие и консультационные процедуры).
В организационной психологии широко используются методы анкетирования (анкетирование, интервью, тесты). Организация интересуется информацией о том, какие люди работают в ней, как они относятся к своему членству в организации, кто выступает в качестве неформального лидера группы, и что они думают об организации. Эта информация позволяет принимать решения о технологиях управления персоналом, кадровых изменениях, методах управления конфликтами и способах создания имиджа организации.
Использование метода исследования в организационной практике должно отвечать ряду требований. При проведении организационно-психологических исследований измерения должны быть объективными, хорошо контролируемыми и систематическими, а результаты исследований проверяться и воспроизводиться. Возможности этого исследования не безграничны.
Организационные проблемы слишком сложны для психологического наблюдения, и в некоторых случаях сам факт наблюдения за поведением может исказить его (эффект Готорна). Данные, собранные организационным психологом, могут быть обобщены, описаны и проанализированы с использованием методов математической статистики, которые позволяют придерживаться принципа объективности и способствуют выработке рекомендаций по планируемому эффекту.
Принципы организационной психологии:
Экономическая эффективность при заполнении анкет или тестов сотрудники не могут тратить много времени, поэтому довольно часто диагностика проводится с использованием экспресс-процедур.
Информативность в ограниченное время психологу необходимо получить достаточно большой объем информации, который позволит ему понять, объяснить и спрогнозировать поведение субъектов организационного поведения.
Приемлемость при выборе процедуры опроса и составлении вопросов необходимо помнить, что сотрудники организации могут быть предвзятыми и негативно относиться к опоросу, поэтому термины и формулировки, используемые в вопросах, требуют тщательного подбора и проверки.