Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Конституция СССР 1977 года: концептуальные основы и общая характеристика

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таким образом, Конституция 1977 г. гарантировала советским гражданам широкий спектр прав, утверждала приоритет личности в решении государственных и общественных проблем. Другой вопрос, насколько принципы, заложенные в Конституции, находили отражение в правоприменительной практике. Очевидно, что в условиях существования фактической монополии КПСС на власть, политические права граждан не могли быть реализованы в полной мере. Свобода слова, а тем более свободы собраний, союзов, шествий и т. д. в советском Союзе фактически отсутствовали. Но, с другой стороны, права, касавшиеся социальной сферы, а именно право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на охрану здоровья, на образование в Советском Союзе действительно соблюдались. Можно говорить о недостатках социалистической экономики, о минусах советского образования и медицины, но каждый гражданин страны гарантированно мог устроиться на работу, получить бесплатное медицинское обслуживание и образование.
Раздел III Конституции 1977 г. «Национально-государственное устройство СССР» не содержал принципиально новых положений по сравнению с Конституцией 1936 г., хотя структура федеративного и национально-административного деления в новой Конституции была рассмотрена значительно полнее. Советский Союз определялся как единое союзное многонациональное государство, образованное на принципах социалистического федерализма (ст. 70). Отдельные главы третьего раздела были посвящены: устройству СССР и правам союзных органов власти (гл. 8); устройству и полномочиям Союзной Республики (гл. 9), устройству и полномочиям органов власти Автономной Советской Социалистической Республики (гл. 10); устройству и полномочиям органов власти автономной области и автономного округа.
Союзные Республики по Конституции 1977 г. получала право участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других союзных органах (ст. 77). Союзная республика координировала и контролировала деятельность предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения в рамках вопросов, относящихся к ее компетенции (ст. 77). Союзная республика могла вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими представителями, участвовать в деятельности международных организаций (ст. 79).
Таким образом, Конституция 1977 г. гарантировала достаточно широкие полномочия Союзным республикам. Но и полномочия центра оставались достаточно широкими. Можно сказать, что «унитарный федерализм», в рамках которого фактически существовал СССР, был в большой мере отражен в Конституции 1977 г. Безусловно, по всем ключевым вопросам республиканское руководство действовало только с согласия центра, но, в случае ослабления центральной власти, могло резко усилить свою самостоятельность, вплоть до осуществления элементов внешней политики. Фактически, важнейшим элементом, связывающим республики СССР в единое целое, оставалась Коммунистическая партия, дублировавшая на всех уровнях государственные органы власти и обладавшая собственной жестко вертикальной и централизованной иерархией власти. Неудивительно, что ослабление партии, падение ее политического авторитета в конце 1980-х гг. стало одной из ключевых причин распада Советского Союза – ослабление важнейшего из связующих республики звеньев привело страну к закономерному краху.
Отдельный раздел Конституции 1977 г. касался организации деятельности Советов народных депутатов. Высшим органом советской власти по Конституции являлся Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Собственные верховные Советы образовывались в союзных и автономных республиках. В краях, областях, автономных областях и автономных округах действовали соответствующие Советы народных депутатов. Также избирались районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов (ст. 89). Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных и автономных республик избирались на пять лет, срок полномочий местных Советов составлял два с половиной года. Избирательная система, установленная Конституцией 1977 г., сохраняла черты избирательной системы, функционировавшей со времени принятия Конституции 1936 г. Выборы депутатов в Советы всех уровней производились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 95).
В разделе V «Высшие органы государственной власти и управления СССР» определялись структура, порядок деятельности и полномочия Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, и работал по сессионному принципу. Сессии Верховного Совета СССР созывались два раза в год. Между сессиями продолжал функционировать Президиум Верховного Совета СССР, избираемый из числа депутатов. Совет Министров образовывался на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей и был ответственен и подотчетен Верховному Совету СССР.
Если сравнивать систему высших органов государственной власти, установленную Конституцией 1977 г. с их организацией по предшествующей Конституции, то становится очевидным, что она не претерпела больших изменений. Правда, составители Конституции 1977 г. отказались от весьма неудачной практики внесения в Конституцию перечня центральных ведомств. В Конституции 1936 г. был дан исчерпывающий список общесоюзных и республиканских наркоматов, и при необходимости создания нового ведомства приходилось вносить изменения в саму Конституцию, что приводило к чисто техническим трудностям и снижало авторитет Основного Закона, постоянно претерпевавшего изменения. Конституция 1977 г. производит впечатление Основного Закона демократического государства, в котором граждане имеют весь набор политических, социальных, культурных прав, функционируют органы народного представительства, строго соблюдается порядок судопроизводства. Но далеко не все нормы Конституции 1977 г. реализовывались на практике.

Picture of Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.