Таким образом, можно сказать, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть представляет собой систему судебных органов государства, которые вершат правосудие. Отличительными чертами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества отражены в нормах Конституции РФ. Обеспечение реализации предусмотренных Основным законом РФ прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти. Именно этим предопределено особое положение судов в государственном механизме.
1.2 Организационно-правовое обеспечение судебной деятельности в России
Судебная власть в России осуществляется специальными государственными органами – судами. Для успешного осуществления этой власти Конституция России наделила суды достаточными полномочиями.
Важно подчеркнуть, что в основе организации судебной власти лежат положения Основного закона страны, предусматривающие порядок назначения судей Конституционного Суда, Верховного Суда, включая судей федеральных судов, и определяющие, что судебная система России устанавливается помимо Конституции различными федеральными законами. Это организационно-правовое обеспечение судебной власти.
Добавим, что организационное обеспечение деятельности судов в России представляет собой функцию правоохранительных органов, под которой следует понимать «осуществление мероприятий» по формированию условий, необходимых для качественной судебной деятельности, а также «ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению». Данная функция заложена во многих федеральных законах, таких, как:
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 30-33),
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 7, 24, 26-28),
ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» (ст. 44-47),
ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 11-12) и др.
Следовательно, организационное обеспечение деятельности различных судов РФ осуществляется аппаратами самих судов.
Что касается организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, то оно регулируется ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном суде РФ» № 7-ФЗ от 8.01.1998 г.
Отметим, что согласно ст. 118 Конституции РФ суд не может переложить свои функции на какой-либо другой внесудебный орган государства (ст. 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
На основании ч. 2 ст. 118 Основного закона РФ судопроизводство делится «на конституционное, гражданское, административное и уголовное». Вследствие этого регулирование конституционного судопроизводства производится согласно ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», гражданского судопроизводства – Гражданским процессуальным кодексом, уголовного судопроизводства – Уголовно-процессуальным кодексом.
Отметим, что «процедура разбирательства арбитражными судами подведомственных им дел» установлена в АПК РФ. Сама система арбитражных судов определена ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Ряд правоведов подчеркивает, что, несмотря на тот факт, что имеют место с арбитражные суды и Кодекс, регулирующий их деятельность, «нельзя говорить о существовании некоего арбитражного судопроизводства», поскольку это противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ. Другими словами, оно складывается из разновидностей гражданского и административного судопроизводства.
Стоит указать, что создание в России чрезвычайных судов запрещается. Бесспорно, практика формирования подобных судов, существовавшая ранее, «несовместима с законностью». Доказательством этому служит то, что чрезвычайные суды образовывались за рамками конституционной судебной системы, игнорируя «демократические принципы организации судопроизводства». В результате деятельность таких судов не имела ничего общего с традиционным правосудием.
Однако Конституция РФ не исключает возможности учреждения судов специальной юрисдикции, которым присуще рассмотрение особых дел (к примеру, суды по делам несовершеннолетних, суды административной юстиции, специализированные арбитражные суды).
Помимо всего прочего, отечественное законодательство предусматривает высокие требования к судьям (в отличие от требований для лиц, которые, например, замещают должность в системе исполнительной власти). Подчеркнем, что общие конституционные предписания подробно расписаны в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
Заметим, что положение ч. 1 ст. 120 Основного закона РФ о подчинении судей только Конституции РФ и федеральному закону означает функциональную независимость суда. Что касается ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации», ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ, то они предусматривают одной из гарантий «фактической независимости судей предусмотренную законом процедуру осуществления правосудия».
Подводя итог, можно сказать, что в Конституции РФ подробно отражена система организации деятельности судебной власти: указаны ключевые функции судов, определены процессуальные формы осуществления судебной власти и пр. Также Конституция РФ закрепила основные требования, которые предъявляются к судьям, включая гарантии их самостоятельности. Подчеркнем, что законодательной основой функционирования судебной власти выступают основанные на Конституции федеральные законы о высших судебных органах РФ и других федеральных судах, которые устанавливают их компетенцию, порядок образования, структуру, а также материально-техническое и организационное обеспечение этих судов.
Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- 2020-05-16
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.