При этом участниками такого процесса выступают: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок; иные федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; заказчики и участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями); уполномоченные органы и уполномоченные учреждения; специализированные организации; операторы электронных площадок.
Очевидно, что данное определение является слишком громоздким для понимания и в то же время не раскрывает существенных сторон контрактной системы. Необходимым видеться обозначить в определении этапы и основные инструменты и методы осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг, а также базовые принципы функционирования контрактной системы в лаконичной и релевантной форме.
Попытки разработки различных формулировок предпринимались многими экономистами. Так, Якушина Я.В. в своей статье «Федеральная контрактная система и государственные закупки в сфере образования» определяет Федеральную контрактную систему как «…совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов». При этом Якушина в своей работе четко выделила 3 таких этапа: прогнозирование и планирование закупок, их осуществление и мониторинг, контроль и аудит, что является безусловным плюсом предложенной формулировки.
Рассмотрению контрактной системы через призму категории «отношения» в экономической стезе посвящены работы С.А. Черемухина, который определил контрактную систему как «сфера, включающая совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов и государства как потребителя общественных благ и услуг и как регулирующего органа по поводу удовлетворения частных и общественных потребностей».
В рамках экономической теории контрактная система представляется в основном через понятие «система». Так, И.К. Дмитриева предлагает следующую дефиницию контрактной системы «многокомпонентной и многофункциональной системы, построенной в рамках управления экономическим и социальным развитием региона с элементами организационного и экономического регулирования взаимоотношений основных участников – государственного заказчика и исполнителя государственного заказа (поставщика или производителя), выявляемого процедурой конкурса». А.А. Храмкин характеризует контактную систему как «совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществления закупок товаров, работ и услуг; осуществления мониторинга, контроля и аудита, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных и муниципальных нужд».
С правовой точки зрения контрактную систему рассмотрела в своей диссертационной работе Шмелева М.В. По мнению автора, контрактная система выступает основным юридическим механизмом реализации субъективных гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей при проведении государственных закупок товаров (работ, услуг) в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, направленным на эффективное использование бюджетных средств и реализацию крупных экономических, социальных, научно-технических и инновационных проектов. Ценным в работе Шмелевой является то, что ей удалось из всей совокупности контрактных правоотношений выделить 2 их концептуальные формы: обязательственные правоотношения и организационно-правовые отношения. Именно вторая форма правоотношений требует более подробного рассмотрения в рамках данной работы для выявления проблем её управления и формирования направлений их решения.
Попытку рассмотрения государственных закупок с применением системного подхода в рамках правового поля осуществила Л.В. Андреева. Активно оперируя термином «система», она определила контрактную систему как «договорный характер взаимодействия публично-правовых образований с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд». Однако в следствии отсутствия научного толкования предложенной дефиниции научное сообщество зачастую игнорирует или по крайней мере критикует данный подход.
Следует отметить, что среди отечественных экономистов существует группа ученных, придерживающихся более лаконичного определения контрактной системы. Например, Матевосян С.С. в своей статье, посвященной некоторым особенностям контрактной системы, предложила следующую формулировку: «совокупность участников контрактной системы и осуществляемые ими действия», чётко выделив 2 основополагающих составляющих элемента. Ряд ученных таких, как А.Н. Борисов и Т.Н. Трефилова, также выделяют третий элемент контрактной системы – информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок на основе единой информационной системы (ЕИС).
Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать следующую дефиницию контрактной системы: система отношений экономического и правого, частного и публичного характера, возникающих между участниками контрактной системы, по поводу планирования, нормирования, определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведения процедур, заключения и исполнения контрактов, мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд с соблюдением основополагающих принципов открытости, прозрачности, конкурентности, профессионализма участников, инновационности, единства, ответственности за результативность и эффективности контрактной системы.
“Конституционные основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.”
- 2020-05-12
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.