Сейчас активизируется торговля лицензиями и патентами. Ведь в условиях интернационализации производства, усиление конкурентной борьбы сохранить тайны научных открытий практически невозможно и невыгодно. Владелец нововведения, «открывая» его для покупателя, получает от этого прибыль, с которой компенсирует расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и получает доход.
1.2. Право на осуществление экономической деятельности как основы единого рынка России
Конституционно-правовые гарантии права на предпринимательскую деятельность можно трактовать как комплекс условий, закрепленных в Конституции РФ, которые обеспечивают существование, а также усовершенствование общественных отношений, необходимых для реализации права на предпринимательскую деятельность. Можно выделить несколько видов конституционных гарантий на осуществления предпринимательской деятельности в виду различия в содержании этих общественных отношений.
Основными из них являются экономические гарантии. Этот вывод вытекает из анализа прошлой главы, где мы выяснили, что предпринимательская деятельность является часть деятельности экономической.
В Конституции РФ нет отдельной главы, которая регулировала бы только экономические отношения. Многие ученые на сегодняшний день видят в этом недостаток, утверждая, что в Конституции РФ необходимо закрепить специальную главу, в которой содержалось бы экономического устройство государства. В действующей Конституции РФ есть только нормы и принципы, которые находятся в различных главах. Они считают целесообразным пересмотреть действующую Конституцию РФ, выделив в ней главу “Экономическая система”, либо в случае принятия новой Конституции в Российской Федерации ввести главу “Экономические основы конституционного строя” и объединить в ней данные принципы и нормы. На наш взгляд, такой необходимости на современном этапе российского законодательства нет. Наряду с такой важной сферой как экономическая, существуют и другие сфера как культурная, политическая, которые тоже упоминаются в различных статьях, но у них нет отдельных глав, а добавление глав приведет к нагромождению норм и таким образом может образоваться много новых коллизий.
Ссылка на принципы и нормы, упоминающиеся выше, есть во многих статьях Конституции. Так, экономические основы конституционного строя, которые служат общими гарантиями права на предпринимательскую деятельность, установлены, прежде всего, в ст. 8 Конституции РФ, предусматривающей закрепление принципов свободы экономической деятельности, единства экономического пространства, поддержку конкуренции, признание и защиту, равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Также об общих экономических конституционных гарантиях на предпринимательскую деятельность говорится в ст.34 и ст. 37 Конституции РФ. Здесь к экономическим гарантиям можно отнести свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции и защиту национальной экономики от монополий. Без конкуренции на рынке невозможно регулирование экономики. При отсутствии таковой возникает монополизм, что приводит к дестабилизации рыночных отношений. Поэтому без развития состязательности субъектов невозможно развивать рынок, а значит и экономику в целом. В связи с этим в странах с рыночной экономикой государство принимает на себя функцию защиты конкуренции от монополистических посягательств, реализуя ее с помощью антимонопольного законодательства.
Общей экономической гарантией права на предпринимательскую деятельность является также закрепленные в Конституции РФ различные формы собственности. Часть 2 статьи 8 Конституции РФ разделяет собственность на государственную, муниципальную, частную и иную.
Законодатель, закрепив статьи 74 и 75 Конституции, обеспечил единство экономического пространства на всей территории РФ. Именно благодаря таким запретам как установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, единой денежной единицы, отнесением установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к компетенции Российской Федерации обеспечивается беспрепятственное с этой точки зрения развитие рыночных отношений.
Так, для реализации данных положений создают нормативные правовые акты, которые детально регламентируют действия как государства, так и предпринимателей. В качестве примера можно взять недавно вошедшие в состав России республику Крым и Севастополь. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя” со дня принятия новых субъектов в Российскую Федерации на их территориях действует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.
Названный Федеральный закон кардинально меняет правила реализации органами власти своих контрольных функций, вводя их в жесткие правовые рамки, и за счет этого существенно повышает правовые гарантии предпринимательской деятельности.
Все вышеизложенные гарантии являлись общими, далее необходимо рассмотреть специальные гарантии, с помощью которых можно свободно пользоваться правом на осуществление предпринимательской деятельности.