Если цена на рыбу падает, а цена на мясо остается постоянной, люди обычно покупают больше рыбы и меньше мяса. Это потому, что рыба относительно дешевая, а мясо относительно дорогое (хотя с абсолютной ценой на мясо ничего не происходит). Таким образом, на спрос на товар влияют рыночные цены на другие товары.
Эти товары обычно делятся на три категории:
заменители;
дополнения;
несвязанный товар.
Заменители.
Падение цены на один товар (скажем, кофе) может привести к падению количества другого товара (скажем, чая). Обратное также верно. Если это происходит, говорят, что два товара являются взаимозаменяемыми. В этом случае, когда цена товара x падает, требуемое количество товара y падает. Существуют различные примеры таких заменителей, таких как рыба и мясо, масло и топленое масло, поездки на автобусах и поездки на такси, жидкое молоко и сгущенное молоко, билеты в кино и билеты в театр.
Дополнения.
Если цена товара (скажем, бензина) падает, количество, требуемое для другого товара (скажем, автомобилей), может увеличиться. Если это произойдет, два товара будут считаться дополнением. Если спрос на бензин возрастет, спрос на автомобили также возрастет, и наоборот. Фактически, если спрос на товар увеличивается из-за падения цены, спрос на другие товары (которые дополняют его) также автоматически возрастет.
Как правило, товары, которые дополняют друг друга, потребляются вместе. Примерами являются теннисные мячи и теннисные ракетки, видеомагнитофоны и видеокассеты, фотоаппараты и фильмы, обувь и носки. Это примеры совместного спроса в том смысле, что они требуются совместно.
Если потребитель получит больше, то и другие будут востребованы. Если цена на видеомагнитофоны изменится, это повлияет не только на количество, требуемое для видеомагнитофонов, но и на спрос на видеокассеты. Таким образом, падение цен на рекордеры приведет к увеличению спроса на кассеты.
Ожидания.
Если изменения в доходах и ценах происходят внезапно, люди не могут реагировать до того, как изменения произошли. Но иногда люди могут предвидеть изменения, и в этом случае они могут реагировать на ожидание того, что изменения цен или доходов произойдут в будущем.
Если ожидается, что цена товара в будущем будет расти, люди будут покупать больше, чем обычно требуется. Если люди ожидают, что их доходы вырастут в ближайшем будущем, они могут занять деньги сейчас и потратить их на потребительские товары. Они надеются, что смогут погасить кредит, когда их доход в действительности возрастет в будущем.
Другие факторы.
Четыре других фактора могут и часто влияют на спрос на товар. Это так называемые неэкономические факторы, и они следующие:
Демографические и социологические факторы.
К таким факторам относятся возраст, пол, семейное положение (т.е. независимо от того, состоит ли человек в браке или нет), здоровье, уровень образования, социальный статус, место проживания (городское или сельское), а также моральные и религиозные ценности. Последний набор факторов может быть вызван семьей, группой сверстников или политической верностью.
Физиологические фактор.
Здесь мы включаем все факторы, унаследованные или приобретенные, которые влияют на личность человека, его вкус и предпочтения. Мы также включаем такие факторы, как причуды и моды.
Случайные переменные.
К таким факторам относятся погода, землетрясения, болезни и т.д. К ним также относятся такие несистематические события, как забастовки, революции, войны, беспорядки и т.д.
Действия правительства.
Действия правительства могут повлиять на спрос на ряд товаров. Примерами являются правила, предписывающие носить шлемы скутерам, установленное законом предупреждение о курении сигарет и т.п.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Цена данного товара:
Важнейшим фактором, определяющим предложение товара, является его цена. Как правило, цена товара и его предложение напрямую связаны. Это означает, что с ростом цены количество поставляемого данного товара также увеличивается, и наоборот. Это происходит потому, что при более высоких ценах больше шансов на получение прибыли. Это побуждает фирму предлагать больше для продажи на рынке.
Цены на другие товары.
Поскольку ресурсы имеют альтернативное использование, количество поставляемого товара зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Повышение цен на другие товары делает их более выгодными по сравнению с данным товаром. В результате фирма переводит свои ограниченные ресурсы с производства данного товара на производство других товаров. Например, увеличение цены на другой товар (скажем, пшеницу) побудит фермера использовать землю для выращивания пшеницы вместо данного товара (скажем, риса).
Цены на факторы производства (входы).
Когда сумма, подлежащая уплате факторам производства и затратам на ресурсы, увеличивается, себестоимость продукции также увеличивается. Это снижает рентабельность. В результате продавец сокращает предложение товара. С другой стороны, снижение цен на факторы производства или вводимые ресурсы увеличивает предложение из-за падения себестоимости продукции и последующего роста рентабельности.
Для производства мороженого фирмам нужны различные ресурсы, такие как сливки, сахар, машины, рабочая сила и т.д. Когда цена одного или нескольких из этих ресурсов возрастает, производство мороженого станет менее прибыльным, а фирмы поставляют меньше мороженого.
Состояние технологий.
Технологические изменения влияют на предложение товара. Передовые и усовершенствованные технологии снижают себестоимость продукции, что повышает рентабельность. Это побуждает продавца увеличить предложение. Однако технологическая деградация или сложные и устаревшие технологии увеличат стоимость производства и приведут к сокращению поставок.
Государственная политика (налоговая политика).
Увеличение налогов повышает себестоимость продукции и, следовательно, снижает предложение, что обусловлено снижением рентабельности. С другой стороны, налоговые льготы и субсидии увеличивают предложение, поскольку они делают его более выгодным для поставок товаров.
Цели / Задачи фирмы.
Как правило, предложение товара увеличивается только при более высоких ценах, поскольку оно выполняет задачу максимизации прибыли. Однако, с изменением тренда, некоторые фирмы готовы поставлять больше даже по тем ценам, которые не максимизируют их прибыль. Целью таких фирм является завоевание обширных рынков и повышение их статуса и престижа.
Конкуренция как институт рыночной экономики
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.