Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Конкуренция как главный механизм контроля в рыночной экономике

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Конкуренция – один из главных аспектов рыночной экономики. Индикатором признания весомого значения конкуренции для успешного функционирования рыночной экономики является то, что в развитых странах мира были приняты законы о конкуренции и созданы надзорные органы, которые занимаются регулированием конкуренции. Основа экономики страны – конкурентоспособная промышленность, в связи с этим конечная цель любое компании – добиться превосходства в конкурентной борьбе. Превосходство не случайное, не разовое, а как итог периодических, спланированных и грамотных действий. Несмотря на то, что в научной сфере есть проблемы в исследовании природы конкуренции и ее процессов, само понятие уже достаточно долго фигурирует в мире.
А.Ю. Грищенко и Е.В. Байкальская определяют конкуренцию как «это определенные действия, порождающие отношения и борьбу между компаниями на рынке, с целью обеспечения наилучших условий для функционирования собственной компании, чтобы удовлетворить различные потребности клиентов и максимизации прибыли». Однако такое определение не может быть принято с точки зрения юридическоӗ науки. Проблема состоит в том, что из данного определения неясно, что представляют собой это «определенные действия, порождающие отношения и борьбу между компаниями на рынке», являются ли эти действия правомерными или нет, каким образом осуществляется борьба между компаниями на рынке.
По мнению Ю.В. Таранухи «конкуренция – это особый способ реализации частных интересов и может быть определена как форма обмена, осуществляемого на основе состязания частных интересов». Однако подобного рода подход также вызывает много вопросов. Если конкуренция – это форма обмена, то, что в данном случае выступает в качестве предмета обмена и кто является субъектом данного обмена? Если в качестве субъекта обмена выступают граждане, а в качестве предмета обмена вещь, то тогда получается, что конкуренция существует в отношениях купли – продажи между продавцом и покупателем, между перевозчиком и пассажиром, что на наш взгляд не совсем верно.
Достаточно интересные подход к пониманию «конкуренции» представлен в работе С.В. Кравцевича, который̆ исследовал проблематику формирования понятия «конкуренция» в экономической науке на протяжении основных этапов ее развития.
По мнению С.В. Кацевича «Изучая представления об экономической категории «конкуренция» в различных экономических учениях и в разные эпохи становления экономической̆ науки, можно прейти к следующему выводу, что существование конкуренции возможно только при выполнении совокупности следующих условий: наличие товарно-денежных отношений, пронизывающие всю сферу деятельности человека; обеспечение свободы в действиях субъекта хозяйствования в выборе своей экономической и хозяйственной деятельности; наличие права или института собственности; наличие предпринимателей (более раннее — капиталистов); наличие в обществе редких благ, обладающих ценностью.
Майкл Портер, экономист в области конкурентных стратегий, трактует, что «конкуренция – это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты».
Раис Ахметович Фатхутдинов, заслуженный деятель науки предложи следующее определение: «Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».
Если взглянуть на конкуренцию с позиции развития общества, это соперничество и борьба старого с новым: это – новые услуги и товары, технологии, источники удовлетворения потребностей общества, новые виды организации. На нынешнем этапе экономический отношений конкуренция, есть движущая сила, которая побуждает компании постоянно искать эффективные пути повышения конкурентоспособности. По мнению автора, конкурентоспособность компании – это то, как она устойчива к конкуренции, в сравнении с другими компаниями в одном сегменте рынка. Конкуренция является индикатором уровня развития компании в сравнении с конкурентами. Социальная среда оказывает весомое влияние на конкурентоспособность компании.
Конкуренция представляет собой термин, который используется в бесчисленном множестве значений. «Конкуренция» происходит от латинского слова “concyrere” – сталкиваться и являет собой механизм соперничества, противодействия, борьбы структур рыночных отношений за своего покупателя и возможность эффективно работать на рынке. По мнению автора, в понимании обычного человека термин конкуренция трактуется, как понятие о людях, которые конкурируют между собой, каждый из которых старается в сфере своей деятельности превзойти конкурентов.

Picture of Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.