Отвергая всевластие Юпитера, Прометей у Шелли ополчается и против человечества. Его охватила жажда возмездия за присущие ему слабости и грехи, ему необходимо самому пережить духовный катарсис, потому что только так он сможет исцелиться от ненависти. Только после того, как исполнится его мечта о сообществе людей, которым больше не будет присуща эгоцентричность, покорность угнетению и стремление к компромиссу.
Человеческому роду уготована вечная весна, однако для этого необходимо, чтобы своим верховным божеством люди признали любовь, отказавшись от духовного рабства, которое вызывает горечь и презрение у титана, который похитил для них огонь.
Бунт Прометея, наделенного истинной мощью духа, которая позволила ему выдержать все испытания, ниспосланные Юпитера (орел, который терзал прикованного к скале героя, фурии с железными крыльями, испепеляющая молния), носит, однако, трагический и обреченный характер. Им движет лишь мысль о противоборстве, оправдывающем и насилие, и зло, так как он не видит иной возможности воздействовать на косную и трусливую человеческую природу. Низвергая тирана, Прометей отчасти становится подобен ему из-за своего стремления к радикальной перемене сложившегося порядка вещей.
Только после того, как титан начинает осознавать собственную причастность к человеческой семье и готов взвалить на свои могучие плечи страдания всех, Прометей обретает черты истинного героя. Тем самым, по замыслу автора, освобождаясь от ненависти, Прометей освобождается и от власти Юпитера.
Неописуемый страх Юпитера перед «тайной известностью получает голос в речи Меркурия, когда он просит Прометея отказаться от своего проклятие, покаяться и попросить прощения. От имени Юпитера Меркурий угрожает Прометею «медленными муками в аду», «невообразимой болью» (I, 375). Меркурий признает достоинства Прометея, но в то же время обращается к «надменному сердцу» титана (I, 387), требуя согнуть свою душу в молитве и попросить прощения у Юпитера. Прометей, все также уверенный в истинности «тайны», упомянутой Меркурием, сурово возражает ему. Меркурий даже предлагает Прометею восстановить того на небесах и чтобы иметь возможность участвовать в «сладострастной радости» богов, он титан отвергает это нечестное предложение.
Драматическая коллизия Прометея и Юпитера у Шелли приобретает вселенские масштабы. Кроме того, у него, как и у утопических социалистов, просветителей, история представлена не в качестве цепи ошибок и заблуждений, но в качестве закономерного, хотя и трагического для человечества, поступательного движения. Общественной среде в подобных исторических концепциях отводится значительно более активная роль. В то же время, не признающие классовой и политической борьбы и ограничивающие борьбу за переустройство общества пропагандой своих идей, утопические социалисты оставались в своем понимании истории на позиции идеализма: «неустойчивость – этот постоянный, заметный для современного читателя, но незаметный для автора переход от материализма к идеализму». Таким образом, нужно обратить внимание, что у Шелли в качестве доминирующего выступает убеждение, согласно которому только после освобождения человечества от социального рабства станет возможным нравственное «возрождение» человека. Соответственно, очевидным предстает тот факт, что идейная структура у «Прометея освобожденного» сложнее, чем у его первоосновы, что логично обосновывается постоянным развитием литературы.
Действительно, народная легенда претерпевает в истолковании Шелли серьезные изменения. Он представил в ней новое историческое содержание. Как выдающееся произведение своего времени, «Освобожденный Прометей» Шелли предстал как выражение не только национального – английского или итальянского – но и общеевропейского опыта освободительной борьбы против феодальной реакции и капиталистического гнета. Это объясняет огромное количество представленных здесь явлений, поскольку действие в «Освобожденном Прометее» разворачивается на необъятном фоне всего мироздания. Шелли словно со скалы, где прикован его герой, видит как на ладони многообразные страдания человека. «Взгляни с высот на Землю, смотри, там нет числа твоим рабам», — восклицает он устами Прометея.
Общечеловеческое значение этой драматической коллизии заключается в том, что причины мучений Прометея Шелли исторически объяснимы: они коренятся в положении угнетенных народов. Зрелище народных бедствий, порабощение и эксплуатация, разорение, голод, нищета широких трудящихся масс – вот что терзает Прометея.
Концепция произведения Перси Биши Шелли «Прометей освобождённый»
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.