Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Концепция правового государства и её реализация в России

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Возникновение теории правового государства в России связывают со временем царствования императора Александра II, когда в 1861 году, в результате проведенной им реформы, была освобождена от крепостной зависимости основная часть российского населения – крестьянство. Именно в этот период она получает свое развитие и начинает находить свое отражение как в общественно-политической, так и философско-правовой литературе России. Следует заметить, что многостороннее изучение теория правового государства в России получила в конце XIX – начале XX века. Говоря о доктрине правового государства в политико-правовой теории дореволюционной России, на наш взгляд, следует согласиться с В. И. Тимошенко, который распределив теоретические позиции ученых-юристов на четыре группы, взяв за основу критерий: что будет являться средством «связывания» органов государственной власти: 1) конституция (А. Д. Градовский, В. М. Гессен, А. Л. Малицкий); 2) определение в законе конкретных направлений и форм деятельности государственной власти (Л. А. Жилин, Н. И. Пашенко, А. С. Алексеев); 3) пределы, определяемые закономерностями социально-психологической жизни людей (С. А. Котляревский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев); 4) гражданские свободы, рождающиеся из естественных потребностей человека, живущего в обществе (Н. М. Коркунов, Ф. Ф. Кокошкин, Ф. В. Тарановский). В это же время в ее философском осмыслении формируются шесть основных течений: 1) религиозно-философское (условно говоря, «соловьёвское», по имени известного философа В. С. Соловьева, генетически связанное с его идеей всеединства); 2) философско-правовое («чичеринское»); 3) неомонархическое; 4) неоимперское: сменовеховство, евразийство; 5) религиозно-виталистское, основанное на приоритете жизни; 6) религиозно-персоналистское, основанное на приоритете личности. Особое значение для науки конституционного права в контексте изучения теории правового государства представляют исследования философов «соловьевского» направления. В их числе называются имена С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, П. Б. Струве, Б. А. Кистяковского, Е. Н. Трубецкого, А. С. Ященко, Б. П. Вышеславцева, П. И. Новгородцева. Примыкает к направлению и Н. А. Бердяев. Рассматривая вышеназванных представителей идеалистического направления, необходимо выделить в их работах те общие черты, которые позволяют говорить о единстве их похода к философскому анализу идеи правового государства: 1) персонализм, опирающийся на практическую философию Канта (и всего немецкого идеализма, поскольку он принимает кантовские установки в этом вопросе), 2) поиски априорных оснований для идеи правового государства, выводящие на христианское (православное) учение о Церкви, 3) полемика с Л. Н. Толстым как наиболее значимым оппонентом, который в отношении первого и второго из названных пунктов очень похож на главные идеи направления, но расходится с ним и в учении о государстве («непротивление»), и в учении о Церкви (полное её отрицание).Таким образом, проанализировав основные общечеловеческие мысли и ценности религиозно-философского направления конца XIX – начала XX вв. можно сделать вывод о том, что они оказали заметное влияние на развитие правовой культуры России. Их правовое учение о строительстве идеальных государственно-правовых институтов во многом перекликаются с современностью: ведь создание российского правового государства в настоящем невозможно без «философского поворота» в анализе права как феномена, коренящегося в духовной сфере и подчиненного нравственным принципам бытия. Именно эти основополагающие начала превалируют в современной науке конституционного права, призванной синтезировать весь исторически накопленный правовой и культурный опыт государственного строительства. И только духовные начала, имеющие корни в православной культуре и выработанные русской философией, могут способствовать достижению гармонии в российском обществе и, в конечном счете, построению правового государства.

Picture of Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.