В американской психологической науке сторонники когнитивной психологии появились в 50-70-х годах, однако европейские корни этого подхода является довольно старыми. В целом, когнитивные теории включают несколько различных направлений: 1) структурализм Жана Пиаже; 2) информационный подход; 3) социальные когнитивные теории.
Новое направление когнитивная наука получила в 1958 году, когда психолог Аллен Ньюэлл (Allen Newell)и программист Херберт А. Саймон (Herbert A.Simon) выдвинули предположение, что человеческий разум можно рассматривать как систему обработки информации, которая напоминает компьютер. Деятельность такой системы может быть описана с помощью детализированной программы, определенной в терминах элементарных информационных процессов [17].
Модель умственной деятельности, при которой деятельность человеческого разума отождествляется с деятельностью компьютера, получила свое развитие во многих последующих психологических исследованиях. Сторонники данного подхода разработали модели когнитивных процессов, согласно которым люди, подобно компьютерам, кодируют символьные входные данные, перекодирующих их, принимают решения по ним, сохраняют какую-то их часть в памяти и, наконец, декодируют и выдают символьные выходные данные [17].
Для когнитивных психологов компьютер стал не только моделью, но и инструментом, с помощью которого можно проверить разработанные теории. На сегодня удалось разработать программы, которые могут «учиться», «распознавать» объекты, реорганизовывать знания, проводить аналогии.
Констатируя большую роль компьютерного моделирования в исследованиях когнитивной психологии, Р. Фрейджер и Дж. Фейдимен задумались над вопросом: приблизили ли нас компьютеры к раскрытию тайн человеческого разума? Отвечая на этот вопрос авторы среди особенностей человеческого познания выделяют случаи инсайта, что больше напоминает «скачок», чем логически упорядоченые шаги. На основе этого Р. Фрейджер и Дж. Фейдимен утверждают, что сегодня процесс деятельности человеческого мозга с помощью компьютера может механически препятствовать просмотру [17]. Опираясь на открытие Аарона Бека о наличии второго потока мыслей, который протекает параллельно сознательным мыслям, о которых сообщает исследуемый, Р. Фрейджер и Дж. Фейдимен предполагают, что возможно этот второй поток является аналогом фрейдовского бессознательного.
Я.А. Пономарев выдвинул гипотезу, что решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов в неосознаваемых, интуитивных процессах с последующим возвратом к уровню логических операций после нахождения принципа решения. [6]
Когнитивный подход в изучении личности
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.