Не исключено, что в силу как самого азиатского менталитета (которому свойственны стратагемность мышления, размеренность и основательность в реализации разработанных планов), так и сравнительно небольшого у китайских партнеров опыта в осуществлении масштабных геостратегических проектов прогресс здесь будет более медленным, чем этого хотелось бы России. Тем не менее, формирование в Евразии самостоятельного «полюса» роста с опорой на комплексную мощь России, Китая и их партнеров по ШОС может стать одним из важнейших геоэкономических и геостратегических процессов современности.
1.2.Роль и место ШОС в реализации Концепции Большого евразийского партнерства
Не секрет, что выдвинутая Си Цзиньпином идея ОПОП первоначально воспринималась в России и ряде других стран ЕАЭС (на тот момент — Таможенного союза) с некоторой настороженностью. Отдельные российские эксперты даже говорили о том, что китайский проект — это реакция КНР на неповоротливость и медленное развитие ШОС, что «Шелковый путь» — вариант более эффективного развития Центральной Азии и соседних регионов. Однако постепенно прояснилось, что ситуация не столь однозначна.
Представляется, что стратегически важным для успешного строительства Большой Евразии является геополитическое и гео-экономическое расположение стран ШОС. Состоявшееся после Ташкентского саммита 2018 г. расширение Шанхайской организации за счет вступления Индии и Пакистана включило в фокус внимания ШОС Южную Азию, обозначило качественное и количественное усиление ШОС на евразийском пространстве. Потенциал сотрудничества ее участников в продвижении тематики евразийской интеграции значительно возрос.
Вместе с тем, как полагают некоторые российские эксперты, партнерство в формате Шанхайской организации сотрудничества может быть эффективно расширено до более широкого формата — ШОС+. Так, можно включить в сферу деятельности организации диалог с региональными блоками — АСЕАН, ВРЭП, Совет сотрудничества для арабских государств Персидского залива (ССЗ). Практическим шагом на пути координации деятельности участников формата ШОС+ может стать создание Учредительной конференции или просто коллективное участие представителей соответствующих стран и блоков в ключевых глобальных форумах, где заключаются соглашения и координируются совместные действия по возникающим проблемам.
Таким образом, появится возможность создать системную регулярную платформу для координации политики между региональными интеграционными группировками.
При этом следует согласиться с мнением С.В. Уянаева (ИДВ РАН) о том, что «большая евразийская тройка» в лице России, Индии и Китая — это объективное политическое и экономическое ядро ШОС, причем данное обстоятельство имеет два измерения. С одной стороны, в формате РИК «ШОСовские тяжеловесы» могут согласовывать важные, порой деликатные, моменты и их коллективный голос имеет повышенный шанс быть услышанным другими членами организации. С другой — с полноформатным принятием Индии сама площадка ШОС дает трехстороннему формату дополнительные (неформализованные) возможности для координации и взаимодействия.
В рамках «шанхайского октета» Россия, Китай и Индия могли бы стать точками опоры Евразии, которые будут способны сглаживать эффект разных темпов экономического развития стран Центральной Азии, обеспечивать баланс внешнеполитических приоритетов участников ШОС и нивелировать настороженность малых стран относительно возможного роста экономической зависимости от одной конкретной державы. Но это возможно лишь при определенных условиях.
Китай — важнейший партнер России на азиатском рынке: основы взаимодействия (ШОС как пример)
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.