В основе замысла реформ лежали: свободное рыночное ценообразование, приватизация госсектора, отмена государственной монополии на внешнюю торговлю, борьба с дефицитом госбюджета путём экономии на социальных расходах. Ключевым стал отпуск цен на товары, начавшийся с 2 января 1992 года. В результате за один месяц средние розничные цены взлетели на 345%, а всего за год составила 2500%. Розничный товарооборот за год упал вдвое, что наглядно показывало снижение покупательной способности большей части населения. 11 июня 1992 года Верховный Совет РФ принял государственную программу приватизации. Согласно ей, малые предприятия могли быть проданы в частные руки, а большие преобразовывались в акционерные общества открытого типа. Одновременно вводились так называемые ваучеры, которые каждый гражданин РФ мог приобрести у государства, в расчёте 1 ваучер на 1 человека, за сумму в 25 рублей (ставшую к тому времени символической). На ваучере стояла его номинальная стоимость «10 000 рублей», означавшую ту долю в федеральном имуществе, которая приходилась на одного гражданина. Ваучеры были распропагандированы как возможность для каждого гражданина участвовать в приватизации госимущества. На самом же деле, ваучеры стали разновидностью акций, свободно обращающихся на фондовом рынке. Их реальная рыночная стоимость была ничтожной, и большинство граждан просто сбывало их с рук. Сразу появились спекулянты, в больших количествах скупавшие ваучеры у населения. Несколько тысяч ваучеров в одних руках представляли собой уже реальную сумму, за которую можно было купить пакет акций предприятия. Реформы Гайдара положили начало формированию крупного частного сектора в экономике России, созданию больших корпораций со смешанным государственно-частным капиталом, резкому социальному расслоению и образованию класса бизнес-олигархов, тесно связанных с государственными органами и госзаказами. Короче, они сформировали весь социально-экономический строй современной России.
Споры о значении реформ Гайдара ведутся вокруг рационально недоказуемых постулатов: Гайдар развалил экономику и ограбил народ либо экономика была развалена ещё коммунистами до Гайдара, а он строил экономику заново (так считает, например, ректор РАНХиГС Владимир Мау). Понятно, что такие споры ни к чему не приведут и прекратятся лишь тогда, когда сама эта экономическая модель по какой-то причине перестанет быть реальностью. Конкретные претензии к Гайдару касаются происходившего при нём и после него все 90-е годы реального падения производства (на 45% за десятилетие), а также того, что средний класс, который объявлялся основным интересантом реформ, при Гайдаре так и не возник. Наоборот, большинство тех, кто по своим доходам в позднесоветское время могли быть причислены к среднему классу и стать его основой при переходе к рыночной экономике, за время гайдаровских реформ перешли в разряд пауперов. Историк Ю. П. Бокарев считает, что реформа Гайдара имела такие итоги потому, что не учитывала реалий современного постиндустриального общества и не ставила своей задачей переход к нему, а вдохновлялась рецептами, почерпнутыми из книг экономистов старой индустриальной эпохи. Указ Ельцина от 29 января 1992 года о полной свободе торговли имел положительное значение, так как смягчил негативные социальные последствия реформы Гайдара. Граждане, едва сводившие концы с концами, получили возможность продажей части имущества прокормиться в этот тяжёлый период. Бесплатную приватизацию квартир нельзя ставить в заслугу Гайдару, так как закон об этом был принят Верховным Советом РФ ещё в июне 1991 года [9].
КДП Российской Федерации в 1990-е года
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.