Рейтинговая оценка, которая по праву считает одним из наиболее часто применяющихся методов оценки. Сущность данного метода состоит в том, что ряд экспертов проводят экспертизу, в результате которой выбранные заранее, наиболее важные характеристики продукции они распределяют (ранжируют) в порядке значимости.
Далее свойства товаров оцениваются с использованием системы баллов. Чаще всего используется пятибалльная или десятибалльная шкала, где, соответственно, 1 балл — самый худший результат, а 5 (или 10 баллов) — самый лучший результат.
Итоговый балл по рейтингу рассчитывается по формуле:
где ТМ — итоговый балл организации по итогам рейтинговой оценки;
Mi — балл (количественная оценка) организации по i-му показателю хозяйственной деятельности, который включается в модель составления рейтинга; Х(М,В,) — сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.
После этого, с помощью сравнения полученных средневзвешенных оценок товаров можно сделать вывод о конкурентоспособности продукции [17, с. 168]
Интегральный метод, учитывающий взаимосвязь важнейших составляющих конкурентоспособности.
Интегральный показатель конкурентоспособности товара (показатель К) характеризует общую конкурентоспособность товара по ее техническим и стоимостным показателям в целом, он рассчитывается по формуле: