В основном стрессоустойчивость понимается как системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности4.
Следует выделить, что в процессе столкновения с трудными ситуациями, в повседневной жизни, формируется необходимость в приспосабливании человека к окружающему социуму. Психологический стресс, по сути, является понятием, используемым при обозначении широкого круга человеческих эмоциональных состояний и действий, которые возникают вследствие различных экстремальных воздействий (стрессоров) [21].
Непосредственно психологический стресс формируется под влиянием многочисленных факторов, среди которых выделяются характерные особенности стрессовой ситуации, интерпретация события самим человеком, влияние прошлого человеческого опыта, степень осведомленности (информированности) о ситуации, возрастные, индивидуальные и личностные человеческие особенности. При этом стрессовой ситуацией оказывается воздействие на развитие психических процессов человека, его высшие психические функции [10].
Особенностями человеческой реакции на стрессовое воздействие на эмоциональном, физиологическом и поведенческом уровнях, и выбора стратегии преодоления, обусловлены последствия каждого конкретного стресса [17].
Таким образом, характеризуя стресс как предмет психологического анализа, можно выделить, что под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия: значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу. Подавляющее большинство авторов идентифицирует и рассматривает стресс в значительной степени с позиции его деструктивного характера, в то же время обращают внимания на эустресс или мобилизирующий стресс. В отличие от дезорганизующего стресса, при мобилизирующем стрессе улучшается деятельность всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), деятельность человека становится более успешной и результативной. То есть, можно сказать, что стресс играет и положительную роль в жизни человека, однако его сила и продолжительность должны быть оптимальными для конкретного человека, что зависит от его индивидуально – психологических особенностей. Непосредственно в работе со стрессовыми ситуациями важную роль играет знание и понимание возрастных и индивидуально-личностных особенностей развития личности, которыми на формирование стресса оказывается существенное влияние.
Изучение проявлений профессионального стресса в работе учителя
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.