В любом случае, развитие речи ребенка в раннем возрасте наиболее интенсивно происходит тогда, когда ребенок оказывается в проблемной ситуации и пытается из нее выйти с помощью речи. Например, ребенок хочет заявить о своем желании, проникнуть в какую-то тайну, объяснить свои намерения, сообщить о своем состоянии т.п.
К сожалению, развитие личности вообще и развитие речи в частности может замедлиться или даже остановиться в любом возрасте. К этому может привести как врожденные болезни, таки негативное социальное окружение (в том числе, неправильное воспитание, педагогическая запущенность и т.п.). Значит, в процессе развития речи следует учитывать и этот аспект. Как на процесс развития речи, так и на процесс торможения ее развития может влиять множество факторов. Выше были отмечены факторы развития речи, связанные с процессом развития личности в целом. Следует отметить, что те же самые факторы могут служить факторами замедления речевого развития как в раннем детстве, таки в последующие возрастные периоды. Так, замедлять развитие личности могут:
негативные эмоциональные переживания ребенка в сензитивном возрасте;
замедление или подавление волевого развития, искусственные ограничения проявления волевой активности;
нарушение координации движений, нарушение памяти, т.е. всего того, что нарушает предметную деятельность ребенка;
искусственное ограничение творчества ребенка, недостаточное внимание ребенку со стороны родителей, воспитателей.
Итак, особенностью раннего возраста является также то, что в этом возрасте все процессы личностного развития начинают протекать очень быстро. В частности, очень интенсивно протекают процессы развития речи. Развитие речи и других сфер психики ребенка проходят в диалектическом единстве: развитие личности способствует развитию речи и, напротив, речи способствует развитию других сфер личности. Самое прямое и наиболее очевидное влияние общего развития личности на развитие речи ребенка заключается в том, что положительные эмоции, как и вообще чувство комфортного существования, защищенности и довольства ускоряет развитие речи; напротив, негативные эмоции, особенно испытываемые регулярно, тормозит и даже подавляет развитие речи ребенка. Пожалуй, наиболее существенным фактом о развитии личности ребенка в целом, важным для понимания развития речи в раннем детстве, является то, что ведущим видом деятельности в раннем возрасте становится предметная деятельность.
Изучение особенностей речевого развития ребенка в раннем детстве
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.