Таким образом, рассмотрев сущность понятия «задержка психического развития» как форма нарушения развития психического аспекта личности, можно сделать вывод о том, что данное отклонение обнаруживается в дошкольном возрасте, которое отрицательно влияет на развитие функций психики ребенка, вызванное причинами как биологического, так и социального характера.
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР
В психолого-педагогической литературе выделяют следующую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР. У них отмечается нарушения поведения, мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение личности[13].
-Поведение
Характерными чертами детей дошкольного возраста с задержкой психического развития являются низкая активность, безынициативность, отсутствие интереса, которое в основном проявляется в постоянно задаваемых вопросах для взрослых. Прослеживается отставание саморегуляции поведения, его произвольности[13].
-Восприятие
В нарушениях восприятия особо четко отмечаются недостатки зрительно-пространственной ориентировки, которые прослеживаются в[15]:
-трудность выделения фигуры на фоне;
-трудность различения одинаковой формы фигур;
-трудность детализации объекта;
-трудность глубины пространства.
Характерной чертой нарушения зрительно-пространственного восприятия является интеграция зрительных и двигательных ощущений.
Отмечается нарушение осязательного восприятия, которое связано с нарушением тактильно-двигательной чувствительности. Это проявляется в[15]:
-неловкость движений;
-неточность движений;
-недоразвитие соразмерности движений;
-трудность воспроизведения движений.
-Мышление[15]
Нарушение мышление наблюдается в недоразвитии всех его форм, которые соответствуют развитию дошкольного возраста. Меньше всего отстает развитие наглядно-действенного мышления. Развитие словесно-логического мышления испытывает затруднения, которые отмечаются при решении простейших задач детей в дошкольном возрасте.
-Речь[15]
В речевом развитии у детей дошкольников с проблемами отмечаются опоздание в появлении первых слов, а также фраз и построении предложений. Расширение словаря происходит замедленно, также отстает формирование и развитие эмпирических языковых обобщений.
Отмечаются трудности произношения слов, различения звуков, снижение отчетливости произношения, смазанность речи.
Прослеживается огромное различие в объеме активного и пассивного словаря, отсутствие прилагательных в речи, неточное употребление слов. Отмечается ограниченность языкового словаря, а также высокая трудность активации словарного запаса.
В старшем дошкольном возрасте отмечается развитие нормализованной бытовой речи, которая находится на уровне нормально-развивающихся сверстников. Развитие контекстной речи претерпевает отставание, которое является вторичным дефектом низкого уровня познавательной активности, а также несформированности мыслительных операций[15].
-Ведущая деятельность – игра
Характерные черты игровой деятельности детей дошкольников с ЗПР[15]:
-однообразность;
-бедность воображения;
-безэмоциональность;
-бедность творчества;
-низкая активность.
В игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отсутствие сюжеты игры, недоразвитие координации действий участников, нечеткое разделение ролей и несоблюдение правил.
Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры[15].
-Эмоционально-волевая сфера[15]
Эмоциональное отношение дошкольников с ЗПР выражается в низкой и незаинтересованной активности к игрушкам. У них нет любимых игрушек. Ярко выражено отставание в развитии эмоций, которое выражается в неустойчивости, лабильности, а также быстрой смены эмоционального настроения.
Чаще всего, эмоциональное возбуждение вызывает резкую аффективную реакцию поведению, неадекватность поведения. Его отношение резко переходит от доброжелательного к агрессивному.
Отмечается развитие тревожности, страха и беспокойства. Эти чувства развиваются достаточно стремительно и становятся острой проблемой у дошкольников с задержкой психического развития.
-Личностные особенности[15]
Отмечается, что личностные особенности характеризуются в игровой деятельности:
У одних детей наблюдается вялость, пассивность, дошкольники притихли и сидят около окошка, характерной чертой личности является стремление к уединению.
У других детей прослеживается активность, которая сопровождается излишней эмоциональностью, а также вспыльчивым поведением. Их характерными чертами личности является вспыльчивость, обидчивость, жестокость.
-Общение[15]
Общение дошкольников с ЗПР в первую очередь связано с их социализацией. У них отмечается недостаток знаний и умений в сфере межличностных отношений, не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях сверстников и взрослых, страдает языковое оформление высказывания, произвольная регуляция эмоциональных и поведенческих проявлений[15].
Таким образом, ЗПР как форма нарушения развития наблюдается в отклонении различных сфер психических функций ребенка дошкольного возраста, которые отличают его от детей с нормальным развитием, сверстников. Ярко выражено отставание в пространственном восприятии, слуховом, а также зрительном, в несформированности мыслительных операций, в речевом развитии и личностном. Все эти нарушения влияют на несформированность развития функций в более старшем возрасте, что препятствует нормальной жизни среди детей и взрослых.