Особый акцент делается на изучении личности исторического персоналия, его характера, особенностей его формирования, факторов, которые повлияли на формирования личности и его взглядов. Уделяется внимание на анализе мотивов поступков личности, его психологического состояния в момент принятия ответственного решения и, наконец, к целостной характеристике образа.
Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. При этом особое внимание уделяется характеристике деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлиявший и на его судьбу, и на судьбу страны, ее народа. Это позволяет привлечь учащихся к анализу возможных альтернатив развития истории, показать роль ситуаций выбора, жизненной позиции человека в истории, мотивов этого выбора.
Необходимо осуществлять оценку личности с разных точек зрения, учитывая при анализе его поступков контекст эпохи и последствия его деятельности для дальнейшего исторического развития.
При изучении исторической личности необходим междисциплинарный, системный подход, который подразумевает не только анализ и оценки личность в конкретной исторической ситуации, но и выявление влияния ее деятельности на современную жизнь, и ее отражение в литературе и искусстве.
Для реализации данных принципов современная педагогическая наука выработала ряд методик и приемов.
Чтобы показать взаимосвязь личность и исторических законов, необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия и их особенности. Выявить основные группы населения или политические силы, интересы, которых он представляет. Показать взаимосвязь этих интересов с особенностями исторического периода. Данная взаимосвязь выявляется путем анализа исторических особенностей эпохи, которые обуславливают появление того или иного типа личности.
Для лучшего усвоения материала и понимания учащимися эпохи и характера личности, исторический деятель должен быть показан, как живая личность, с индивидуальным характером, со своеобразными чертами внутреннего и внешнего облика, охарактеризован немногими конкретными штрихами. Для этого применяется метод наглядной иллюстрации, используя портретную и сюжетную иллюстрацию, приводятся воспоминания современников, собственные высказывания самого исторического деятеля, в которых выражены основные черты его личности, его жизни и деятельности.
Изучение особенностей характера и личных особенностей исторического персоналия происходит путем поэтапного формирования знаний об исторической личности, которое идет от раскрытия внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов его поступков.
При изучении задач, которые возложены на личность, необходимо подчеркнуть, что выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Отсюда вытекает необходимость выявления интересов основных социальных и политических сил в обществе, и показать взаимосвязь исторической личности именно с этими группами.
Оттого, какими методами личность решает возложенные на нее задачи, определяется и тип общества, и результат деятельности личности.
Отсюда закономерно вытекает необходимость изучение типологии личности. Особенно важно в старших классах в старших классах при изучении политического лидера привлекать политологические и социологические знания. Так, при изучении выдающегося политического деятеля представляется важным для старшеклассников умение определять тип лидерства, опираясь на классификацию авторитета, разработанную немецким социологом Максом Вебером.
При показе взаимосвязи деятельности личности с предшествующим периодом, необходимо показа связь данного деятеля с его предшественниками, в какой логической и причинно-следственной связи личность осуществляла свою деятельность и как она повлияла на дальнейшее развитие.
Необходимо подчеркнуть те задачи, которые она стремилась решить, были обусловлены предшествовавшим историческим развитием. То есть, необходимо показать, что любые достижения, в любой сфере подготовлены достижениями предыдущих периодов. При решении исторических задач исторические личности опираются на усилия многих людей, ближайших единомышленников и целых социальных групп.
При определении значения личности выясняется характер проведенных изменений. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Величина и характер ускорения зависят от общественных условий, в которых протекает деятельность данной личности. При выяснении данного вопроса действуют методы, применяемые при закреплении, пройденного материла, так как с взаимосвязи исторической эпохи и деятельности личности в контексте исторических закономерностей начинается изучение исторического персоналия.
Учить оценивать с разных точек зрения учащихся рекомендуется, путем ознакомления с разными суждениями и оценками деятельности личности, в том числе и с точки зрения современников. Согласно последним методическим рекомендациям, при выработке нравственных суждений о поступках и поведении исторического деятеля ученику необходимо предоставить право на субъективность и пристрастие, на самостоятельный поиск нравственного, правового обоснования деятельности исторической личности.
Междисциплинарный, системный подход к изучению личности хорошо реализуется при применении интегрированного изучения определенных тем, где необходимо проследить роль личности в различных сферах жизнедеятельности общества, а также отображение его образа в литературе и искусстве. Данная методика способствует эмоциональному восприятию материала, что служит хорошим способом его целостного восприятия и закрепления.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение исторических личностей в школьном курсе истории служит реализации познавательной, развивающей и воспитательной целям обучающего и воспитательного процесса. Соблюдение принципов и методологии изучения личности позволяет подойти к изучению истории объективно с учетом всего многообразия существующих закономерных и случайных факторов.
Изучение исторических личностей, осмысление их роли в судьбе России и мировой истории, знакомство с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства позволяет очеловечить историю, акцентировать на эмоциональном ее восприятии. Применение современной методик при изучении личности способствует формированию умению обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, развивать умение составлять характеристику исторической личности. Через биографию исторического деятеля освещаются важные события, раскрываются особенности жизни страны и народа, создается образ эпохи.
Изучение личностей в курсах истории
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.