Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессия. Большинство людей желают контролировать и события, с ними происходящие, и их последствия. В основном именно из-за этого желания люди склонны считать обидными и не оправдавшими надежд те обстоятельства, в каковых они не могут воздействовать на исход. Более того, многократное повторение аналогичных обстоятельств может оказывать продолжительное, губительное влияние на лиц, в них участвующих. Если организовать условия, при которых люди не будут чувствовать взаимосвязь между своим поведением и его последствиями, они могут почувствовать себя бессильными и будут страдать от снижения мотивации и уменьшения количества действий. В дополнение к этому, они могут впасть в депрессию, со всеми вытекающими отрицательными последствиями. Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, то индивиды резко отличаются друг от друга верой в свои способности влиять на последствия собственных действий. На одном полюсе находится группа людей, которых принято называть интерналами, то есть теми, кто считает себя способным без особого труда повлиять на исход событий в самых разнообразных ситуациях. На другом полюсе находятся индивиды, обычно называемые экстерналами, то есть людьми, считающими, что они бессильны повлиять на ход закрученных вокруг них событий. На первый взгляд может показаться, что такие убеждения никак не связаны с агрессией, хотя есть, по крайней мере, одна система доказательств, согласно которой они тоже вносят свой вклад в проявления агрессии. Всецело возможно, что интерналы рассматривают агрессию просто как еще один способ воздействия на ход своей жизни, например, как на средство достижения желаемых целей, ослабления отталкивающего поведения со стороны других и, возможно даже, как на довольно радикальный способ манипуляции. Короче говоря, они могут рассматривать агрессию как одну из форм инструментального поведения, которой они могут воспользоваться для осуществления контроля над своим образом жизни. Вдобавок ко всему, такие лица, конечно, могут проявлять агрессивность чисто импульсивно в ответ на разные неприятные события [28].
Анализ М.Л. Мельникова показал, что подростковый возраст является наиболее чувствительным периодом с точки зрения признаков агрессии. По нескольким причинам. Во-первых, в этом возрасте уже сформировалось достаточно стабильных черт личности, в том числе и агрессивность, которая влияет на возникновение соответствующего поведения. Во-вторых, эмоциональная чувствительность и дисбаланс, свойственные подросткам, определяют характер импульсивного поведения, в том числе агрессивного поведения. В-третьих, в этом возрасте очень важны внешние решения в форме агрессивных поведенческих моделей, как наиболее успешных форм деятельности среди сверстников. Вместе эти факторы оказывают наибольшее влияние на агрессивность личности подростков [18, с.56].
В подростковом возрасте ребёнок в силу наличия специфических особенностей внутреннего психического развития и внешних условий проявляет агрессивность, которая по уровню выраженности превышает, согласно представлениям С.Н. Ениколопова, агрессивность взрослых [6, с. 71].
Главное место занимают вопросы, которые объединены с рассмотрением тех прирожденных факторов, какие содействуют подростковой агрессивности. В этом случае можно выделить два самых немаловажных направления поиска: факторы внешней среды, поиск внутренних факторов. В первом случае мы говорим о неблагоприятных факторах окружающей среды, таких как шум, загрязненная вода, загрязнённый воздух, температурные изменения, массовые собрания людей в одном месте, покушение на личное пространство. Так же немаловажное значение в этих исследованиях занимает влияние алкоголя и наркотиков [9, с. 50].
В итоге многочисленных экспериментов, современные ученые отдают предпочтения в возникновении агрессивности в поведении и ставят на первое место социальное окружение. Индивид непосредственно находится постоянно в нём, взаимодействует с опосредованным фактором, который побуждает человека к агрессивным действиям.
Во втором случае особенности нервной системы. На развитие агрессивности личности могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя [22, с.345].
Темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения. В этом направлении к свойствам темперамента причисляют особенности реактивности и саморегуляции. Реактивность является итогом реакции активации и выражается в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной системы и эндокринной системы. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию и, следовательно, показатели реактивности [17, с.258].
Целью нашего дальнейшего исследования стало выявление связи агрессивности личности и свойств темперамента.
Выводы по первой главе
Предприняв попытку обобщить исследования по проблеме агрессивности как свойства личности в целях уточнения смысла и значения данного понятия, мы пришли к выводу, что агрессивность подвергать рассмотрению как свойство структуры личности, которое в предопределённых условиях может осуществиться как в социально-положительном, так и в социально-негативном агрессивном поведении.
К существенным условиям и факторам, влияющим на развитие агрессии как свойства личности, относятся такие факторы окружающей среды, как шум, загрязненная вода, загрязненный воздух, перепады температур, коллективный сбор людей в одном месте и вторжение в личное пространство. Также значительным в этом исследовании является влияние алкоголя и наркотиков. В итоге многочисленных экспериментов, современные ученые отдают предпочтения в возникновении агрессивности в поведении и ставят на первое место социальное окружение. Индивид непосредственно находится постоянно в нём, взаимодействует с опосредованным фактором, который побуждает человека к агрессивным действиям.
Во втором случае особенности нервной системы. На развитие агрессивности личности могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.
Изучение агрессивности как свойства личности
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.