Агрессивное поведение детей имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, применение сравнительного анализа, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который предполагает использование достижений возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологий. Системный анализ всех факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении детей, позволит наметить конкретные и действенные приёмы воспитательно-профилактической работы с целью коррекции и предупреждения агрессивного поведения младших школьников. Поэтому мы считаем, что необходимо рассмотреть возможные причины, которые могут влиять на выражение агрессии у детей[17].
Среди психологических особенностей, которые служат причиной агрессивного поведения детей, обычно отмечают:
слабое развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков;
низкая саморегуляция;
некомпетентность в игровой деятельности;
заниженную самооценку;
нарушения в отношениях с одноклассниками[25].
Исследуя причины, которые «оказывают помощь» в развитии агрессии в детском возрасте, другие ученые (Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Р. Бэрон и др.) отмечают, что дети заимствуют знания об агрессивном поведении из семьи, окружения (взрослые, сверстники), средств массовой информации.
В психологической литературе имеется достаточно много информации о семейном насилии, приводится масса примеров того, как дети, наблюдающие постоянное физическое насилие родителей друг к другу, воспроизводили в аналогичных ситуациях насилие во взаимоотношениях с другими. Заимствуя эти примеры поведения, они приобретают убежденность в их действенности, сначала только в устной форме. Впоследствии происходит так называемое закрепление агрессивной манеры поведения через ответное насилие, отработку приемов агрессивного взаимодействия в неформальном общении. Вследствие этого детская агрессия в семье формируется через подражание и идентификацию с агрессором; через защитную и протестную реакции[15].
К одной из основных причин агрессивного поведения ребенка можно с уверенностью отнести неадекватный стиль семейного воспитания. Разработки по данной проблеме свидетельствуют о том, что родители агрессивных детей это чаще всего люди, которые придерживаются в воспитании стратегии невмешательства или в основном не внимательны к своим детям. Неагрессивные дети в основном воспитываются родителями в строгости и демократично. Дети, которые были отнесены к достаточно агрессивным, наоборот, часто испытывают очень сильное давление со стороны родителей и никогда не думают о своих желаниях.
Формированию детской агрессивности еще способствует недостаточное количество внимания и понимания со стороны взрослых, а также безразличие, уменьшение времени общения с ним, жестокость и властность, отрицательное отношение к самому факту существования ребенка. Своим поведением дети только еще больше принимают на себя негатив от других, а их недружелюбие лишь повышают сопротивляемость в поведении ребенка, так как именно осуждение окружающих в основном провоцируют ребенка, рождая в нем чувство гнева и страха[14].
Ахмедбекова Р.Р. отмечает, что одной из причин агрессивного поведения младших школьников может стать влияние учителя, провоцирующего агрессию учащихся своей нервозностью, вспыльчивостью и недоверием. В данном случае учитель подаёт пример детям, поэтому они привыкают к тому, что агрессия является нормальным выходом из стресса. Отсюда вытекает, что учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, но и вне его, в том числе в семье [10].
Обязательно нужно принимать во внимание, что в младшем школьном возрасте ребёнку приходится общаться со сверстниками, а в этом возрасте очень ярко проявляется у детей яркая природная энергетика, разная культура речевого и эмоционального общения, разный характер и чувство личности. Конфликты между детьми достаточно часто могут приобретать ярко выраженные формы. В начальной школе ребёнок, прежде имеющий маленький опыт и достаточно сильно опекаемый родителями, сталкивается с ситуациями, где в реальных отношениях уже нужно учиться защищать свое мнение.
Зачастую дети узнают о превосходстве агрессивного поведения во время игр, к таким играм относят игры-потасовки. Хотя существует мнение, что даже если эти игры и сопровождаются ударами, преследованием друг друга и борьбой, они являются добровольной «возней», дети от этого получают удовольствие. Помимо этого, в этой детской борьбе совершенно нет желания причинить вред друг другу [11].
Смирнова Т.П. выделяет следующие диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста:
Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
Завистливы и мнительны.
Часть сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными [23].
Таким образом, проблема агрессивного поведения младших школьников изучалась многими исследователями как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Причины появления агрессивного поведения младших школьников определяются особенностями семейного воспитания (демонстрацией родителями агрессии к близким и окружающим, гиперопекой, насилием в семье), индивидуальными особенностями ребёнка (страхом, тревожностью, чуткостью), и стрессами, и потребностями ребёнка в общении со сверстниками, в движении, в желании быть самостоятельным, и различные заболевания и т.д.
Изучение агрессивного поведения у младших школьников
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.