Если ситуации, которые способствуют возникновению агрессивности как психического определенного состояния, повторяются в одинаковой частотой, то агрессивность переходит в личностную черту, которая может в результате влиять на ее характер, обуславливающий способ поведения, типичный для данной личности в конкретных жизненных обстоятельствах и условиях.
Таким образом, если агрессивности не превратилась в черту личности, то в ответ на возникновение этого психологического состояния следуют так называемые агрессивные действия.
Под агрессивными действиями понимается проявление агрессивности как реакции на ситуацию. Если же повторяются агрессивные действия, то следует в этом случае говорить об агрессивном поведении. Если же агрессивность становится личностной чертой, то мы имеем дело уже с агрессией, как формой поведения личности [24].
Агрессивные действия могут выступать в качестве:
— способа удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации;
— способа психологической разрядки;
— средство достижения цели.
Агрессия может возникать на фоне психического определенного состояния, а в данном случае – агрессивного. Выделяют в соответствии с традиционной номенклатурой волевой, эмоциональный и познавательный компоненты состояния агрессии.
Говоря об эмоциональных компонентах агрессивного состояния выделяют, прежде всего, гнев, которые сопровождает часто (но не всегда) агрессию в ряде случаев принимает форму ярости, аффекта. Агрессивному состоянию особый оттенок придает злость, мстительность, недоброжелательность, а в некоторых случаях – уверенность и сила.
Познавательный компонент помогает выбрать «наступательные» средства, выделить объект для нападения, сориентироваться в определенной ситуации.
Вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния является довольно сложным. В агрессивном действии, как считает Н. Д. Левитов, имеются формальные качества воли: решительность, настойчивость, целеустремленность, а в ряде случаев – смелость и инициативность. Часто агрессивное состояние возникает и развивается в процессе борьбы, а любая борьба требует всех вышеуказанных качеств.
Обсуждение волевых компонентов состояния агрессии связывается с проблемой силы воли, которая, очевидно, проявляется не столько в умении лишь «сдержать» агрессию, сколько в способности управлять своими агрессивными действиями и агрессивным состоянием [25].
Необходимо, таким образом, понимать и разграничивать разницу между понятиями агрессивное поведение, агрессивность и агрессия. Эти понятия являются взаимозависимыми, смешанными, но в них тем не менее вкладывается различный смысл.
Изучение агрессивного поведения детей дошкольного возраста
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.