В дальнейшем, активизация отношений между США и Израилем произошла в начале 60-х гг. XX ст., что являлось результатом поддержки со стороны Советского Союза отдельных арабских государств, выражающих территориальные и иные претензии израильской стороне. В практической плоскости это привело к подписанию между США и Израилем Договора «О экстрадиции преступников», и заявлении со стороны Д. Кеннеди «об установлении особых отношений с Израилем». В своей практической плоскости, данное заявление предполагало укрепление роли США в качестве ключевого союзника Израиля на международной арене, в том числе ключевую позицию США в поставках вооружений (оборонительного и наступательного характера), инвестициях, экономическом сотрудничестве с Израилем, что поддерживалось в дальнейшем и другими президентами США. Так, по окончанию упомянутой ранее Шестидневной войны, администрация Р. Никсона объявила Израиль главным стратегическим союзником на Ближнем Востоке, что кроме непосредственного увеличения экономической помощи позволило увеличить объемы военной и гуманитарной помощи государству. Тем не менее, в рамках данной работы невозможно сделать допущение о беспрекословной поддержке со стороны США любых израильских инициатив – так, после принятия властью Израиля решения о присоединении Восточной части Иерусалима, данные действия вызвали достаточно острую критику со стороны США и американское правительство видело в Восточном Иерусалиме оккупированную Израилем территорию. Тем не менее, реальным т.н. «санкционным содержанием», данное заявление не обладало, в результате чего акцент со стороны США делался на дипломатических рычагах урегулирования возникающих арабо-израильских конфликтов (к примеру, в рамках «Плана Роджерса»).
Показательным аспектом, указывающим на изъяны в отношениях между США и Израилем, является дипломатический конфликт между государствами в связи с нахождением солдат ВС Израиля на территории Синая, в результате чего состоялась трехсторонняя встреча между США, Израилем и Египтом, закончившаяся подписанием временного соглашения об отводе войск и перемирии между Израилем и Египтом. Также США увеличивают свое участие в процессе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, с привлечением иных крупных геополитических игроков (СССР). Так, в 1977 г., в Женеве прошла международная мирная конференция, посвященная урегулированию арабо-израильского конфликта, в том числе, по инициативе США был проведен израильско-египетский саммит в Кэмп-Девиде, что привело к заключению мирного договора между Израилем и Египтом в 1979 г. Применимо к экономической и военной составляющей в указанный период времени, необходимо отметить, что в 1977 г., Конгресс США принял закон «О запрете для компаний США принимать участие в арабском эмбарго Израиля», в том числе, по инициативе Д. Картера, после заключения мирного договора, США разработали программы перевода баз ВВС Израиля с Синая на израильскую территорию, включая оказание финансовой, военной помощи Израилю и Египту.
В конечном итоге, в 1980 г., США поддержали Резолюцию СБ ООН № 465, в содержательной части которой отмечалась необходимость соблюдения принципов Женевской конвенции на подчиненных Израилем палестинских территориях, Восточном Иерусалиме. Тем не менее, Соединенные Штаты, будучи заинтересованными в укреплении экономических и военных отношений с государствами региона, оказывали поддержку Саудовской Аравии, Египту, что вызывало осуждение израильской стороны, что выражалось в отсутствии поддержки со стороны Израиля американских инициатив по мирному урегулированию возникающих в регионе конфликтов, однако данные процессы не помешали подписать в 1983 г., Договор «О стратегическом диалоге между США и Израилем», а также провести совместные учения ВМС и ВВС США и Израиля, включая размещение на территории Израиля американского военного оборудования и вооружений в случае возникновения новых конфликтов с участием Израиля. Также, начиная с 1986 г., Израиль становится участником программы «Звездные войны», и разработки противоракетных комплексов с участием американских специалистов, послужив основой для развития двусторонних отношений в промышленности, авиастроении, военных разработках. Также в 1989 г., Израиль был признан основным союзником НАТО за пределами альянса, что позволило ВС Израиля принимать законное участие в отдельных американских инициативах военного характера, повысив вовлеченность Израиля и в планы американские планы мирного урегулирования.
Особое содержание двусторонним отношениям придало вторжение США в Ирак – так, перед войной в Персидском заливе, американская сторона призывала правительство Израиля не отвечать на вероятные иракские обстрелы территории Израиля, что было подкреплено поставками новых американских военных комплексов Израилю. Также при содействии США произошло подписание Ословских соглашений (Израиль и Организация освобождения Палестины), главная цель которых заключалась в урегулировании израильско-палестинского конфликта, включая подписание мирного договора с Иорданией, Каирское соглашение. В дальнейшем, сотрудничество между США и Израилем, в силу процессов глобализации и окончания «холодной войны», было направлено на региональную координацию антитеррористических действий, в рамках которых Израиль воспринимался в качестве главного игрока, поддерживаемого Соединенными Штатами, осуществляющим противодействие международному терроризму в указанном регионе.
Израиль в американской повестке дня
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.